Роман Степняк
Танковые гусеницы по свежеуложенному асфальту, словно месть "мэру европейского города", распорядившемуся к празднику подлатать дороги. Речитатив генеральских докладов с набором слов, неизменным за последние пол века. Из нового – подержанные кубики "Хаммеров" для объезда расчетов военного парада да мундиры, подогнанные под натовские образцы. Особый шарм далеко не стройным генералам придавали новые погоны без звезд.
"Ватники" прошлого
Исправить сценарий и отдалить День независимости от советского прошлого попытались представители общественности, но с этого мало что получилось. Накануне праздника бдительные блюстители принципов декоммунизации и дерусификации обнаружили в трудах режиссера Сергея Проскурни, готовившего сценарий к торжествам, непростительные проколы. Братья Капрановы, называющие себя писателями, закатили скандал в соцсетях по поводу музыки великих классиков, включенной режиссером в программу. Не догадывались, мол, классики, что их произведения претят патриотическим настроениям братьев. Капрановы встали горой против оперы "Семен Котко" Сергея Прокофьева, а заодно обвинили в отсутствии украинского патриотизма в творчестве Модеста Мусоргского и Петра Чайковского. Всю тройку гениев скопом приписали к "русскому миру" и обратились к министру культуры Евгению Нищуку. Последний использовал весь свой административный ресурс.
Сергею Проскурне пришлось объясняться: "Мы не будем обсуждать, "ватники" Прокофьев или Чайковский. Казалось бы, достаточно и того, что всемирно известные композиторы связаны с Украиной, а Прокофьев и родился в Донецкой области. Напомним только, что опера "Семен Котко" навечно останется в истории независимой Украины не потому, что она посвящена "красным партизанам". А потому, что в самый разгар сталинских репрессий, когда существовал запрет на все украинское, Сергей Прокофьев не побоялся включить в свою оперу Шевченковский "Заповіт". Он и должен был прозвучать в концерте в честь Дня Независимости".
Тем не менее, претензии братьев Капрановых, поддержанных министром, были удовлетворены.
Реабилитация Маяковского
Больше в этот день повезло другому советскому классику, пролетарскому поэту Владимиру Маяковскому. К счастью для него, братья Капрановы не смогли внести свои поправки в текст президентской речи, подготовленной спичрайтерами с Банковой. Можно только представить, какие претензии у братьев к автору поэмы "Ленин" и пламенному певцу той революции, которую нынче брезгливо называют большевицким переворотом.
Читайте также: Кому праздник, а кому и нет. Как прошел День Независимости в Киеве и Донецке
Но Маяковскому повезло, до него братья Капрановы не добрались, позволив, таким образом президенту Украины Петру Порошенко на всю страну процитировать его строки: "Товарищ москаль, на Украину шутки не скаль". Тщательные критики, прочитавшие полный текст стихотворения, нашли бы в нем, конечно, и другие, не столь приятные для патриотического уха смыслы, но политтехнологи преследуют другие цели: чего не скажешь ради красного словца!
Президент говорил долго и эмоционально, дотошные коллеги подсчитали, что с каждым годом президентская речь Порошенко в этот день становится все длиннее. Если в 2014 году в ней было 942 слова, в следующем — 1 286 слов, то в нынешнем – уже 1 421 слово. Но это мелочи легко объяснимые: с каждым годом требуется все больше слов, чтобы объяснять, почему "революция достоинства" свершилась, а война продолжается, и не видно ей конца-края.
Порошенко недвузначно намекнул, что нынешний парад – это не только "сигнал России, что украинцы серьезно готовы и дальше бороться за свою независимость", но и отчет перед обществом, что деньги на армию потрачены не зря.
Абстрактный враг
Два года назад, говоря о вооруженном конфликте на востоке страны, Порошенко впервые употребил по отношению к нему термин "отечественная война четырнадцатого года". Так была заложена идеологическая база о внешней агрессии, хотя в этот термин вкладывался достаточно абстрактный смысл. Звучали слова "наш враг", но без упоминаний России, хотя догадаться, о ком идет речь не представляло труда.
Произнося слова о новейшей "отечественной войне", украинский президент ставил разделительную черту в трактовках советской историографии: события сороковых годов прошлого века никак с существующими в ней формулировками не ассоциировались. Петр Алексеевич в той речи подчеркнул, что Украина больше никогда не будет жить за "историческим календарем соседней страны".
Два года назад в президентской речи были обозначены ориентиры: ничего общего с восточным соседом у Украины нет, а пацифистских иллюзий современная украинская элита испытывать не будет.
Интерпретация Толкиена
Год назад в речи на Майдане независимости Россия уже была названа врагом. Свой доклад Порошенко начал с упоминания об Илловайском котле, подчеркнув, что трагедия случилась из-за "прямого вторжения подразделений российской армии".
Трагедия под Иловайском не была названа поражением, а, по словам украинского президента, желаемых целей в Украине Кремль не достиг. "Украина и украинцы выстояли и выдержали удар", — подчеркнул президент Украины.
В той же речи с легкой руки президентских политтехнологов в политический лексикон было вброшено слово из творчества Толкиена – "Мордор". И если президент так назвал Новороссию, то вскоре журналисты перенесли его на всю Россию.
Читайте также: "Как в первые годы независимости". Спецкор о праздновании в Донецкой области
Год назад президент предположил, что Москва будет раскачивать ситуацию в Украине изнутри, пытаясь похоронить Минские соглашения, сорвать внесения изменений в Конституцию страны, сеять в Украине панику, разочарование и депрессию.
Грехи прежних элит
Вчера никаких сомнений в том, "кто друг, а кто враг" у президента Порошенко не было. Никто не будет поглядывать на Москву, остались в прошлом "вера в мифическое братство", патернализм и социалистические стереотипы уже в прошлом и нет больше гирь на ногах, которые мешали двигаться вперед. Политическая элита, по словам Порошенко, больше не будет плетись в хвосте исторического прогресса, а грехи прошлого, накопленные за два минувших десятилетия, придется искуплять новой элите, надо полагать, сформированной по итогам "революции достоинства". Другими словами, работы у братьев Капрановых со товарищи непочатый край.