наверх
20.04.202405:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Космос на двоих. США Украине поможет, если захочет, когда-нибудь

(обновлено: )1934201
Поможет ли США предприятиям украинского космического агентства или предпочтет продолжить финансировать национальных разработчиков, покупающих российские двигатели?

Диана Михайлова, независимый военный эксперт 

Новое руководство Государственного космического агентства Украины нанесло второй официальный визит в США еще в конце мая текущего года, однако, в отличие от первого, состоявшегося в сентябре 2015 г., то есть сразу после назначения Любомира Сабадоша его председателем, оптимистичных заявлений стало значительно меньше.

Официальные новости оборвались в первый же день визита, 25 мая, хотя, судя по энтузиазму пресс-службы, "задали тон на всю рабочую неделю":

Скриншот с сайта ГКАУ. 25 мая 2016 г.

После этого сообщения других сведений не последовало, несмотря на то, что еще после прошлого визита украинскими менеджерами от космоса было обещано — Америка нам поможет!

Скриншот с сайта ГКАУ. 1 сентября 2015 г.

Итак, спустя 9 месяцев график встреч украинской делегации "усох" до ставшего уже традиционным визита в компанию Orbital ATK, которая реализует проект с ракетой-носителем "Antares", для которой украинские специалисты спроектировали и производят первую ступень с использованием российских двигателей РД-181, и посещения ее конкурента – компании Space X, а также знакомства с представителями Агентства по сокращению угроз министерства обороны США. 

Ни ведущий партнер по проекту Sea Launch, в котором используется ракета-носитель производства "Южмаша", компания Boeing, ни Национальное космическое агентство США – NASA, фигурировавшие в прошлогоднем сентябрьском пресс-релизе, уже почему-то не упоминались. 

Обсуждение запуска с операционным директором Orbital ATK ракеты-носителя "Antares" в июле текущего года можно было бы отнести к немногим достижениям официального визита, если бы не стало известно, что пуск состоится не раньше августа. Поэтому сопутствующие комментарии пресс-службы о том, что "Никаких замечаний к выполнению работ нашими КБ "Южное" и "Южмашем" не было: все идет по графику" воспринимались как откровенно ироничные.

Столь же странно прозвучало и приглашение основателя компании Space X Илона Маска посетить Украину. Мало того, что для него проект "Antares" — давний конкурент, которого удалось существенно "подвинуть" на американском рынке космических услуг, но и высказанная в пресс-релизе ГКАУ уверенность, что "наш богатый опыт работы над двигателями мог бы быть полезным" не выдерживает ни малейшей критики, так как Маск лоббировала отказ от российских ракетных двигателей и, соответственно, передачи себе пентагоновских космических заказов даже такого гиганта как Boeing, апеллируя к тому, что часть ее ракет-носителей используют российские двигатели РД-180. Именно по этой причине ожидать от него совместных работ украинским космическим предприятиям не приходится. Тем более, что в прошлом году Украина предлагала свои услуги в совместной разработке и производстве аналогичных ракетных двигателей для его конкурентов. Целый ряд украинских экспертов уже успел подсчитать колоссальную прибыль, которая неотвратимо прольется на украинских разработчиков. Некоторые приводили цифру в 4 млрд. долл., но официального подтверждения этому не последовало.

Читайте также: Медленная смерть космонавтики: завод "Южмаш" и КБ "Южное"

Сам новоназначенный председатель ГКАУ Любомир Сабадош после предыдущего визита рассказал о перспективах следующим образом: "Мы предложили свои возможности по поводу реализации совместной разработки для производства жидкостного двигателя, который сегодня закупается в Российской Федерации. Со стороны наших партнеров существует понимание, что эта задача является достаточно сложной, но мы можем с ней справиться, и обсуждение будет проходить на уровне профессиональных специалистов. Украинская сторона передала позицию КБ "Южное" по поводу проведения переговоров и обсуждения условий, на которых будет построена кооперация, стоимость, сроки. Следующие переговоры между сторонами пройдут в ноябре в Киеве".

Действительно, 19 ноября 2015 г. в Киеве состоялась встреча Сабадоша с заместителем администратора NASA по пилотируемым космическим операциям Уильямом Герстенмайером (William Gerstenmaier), во время которой он отметил работу украинских специалистов в реализации проекта "Antares": "Украинские специалисты работают высокопрофессионально и мы очень довольны работой ваших специалистов. Они показывают впечатляющие результаты. Надеемся, что плодотворное сотрудничество между США и Украиной и в дальнейшем будет развиваться".

Никакой информации о переговорах на тему совместной разработки двигателей не появилось. Вместо этого практически сразу после завершения визита делегации ГКАУ в США в июне 2016 г. стало известно, что ВВС США заключили контракты с двумя разработчиками ракетных двигателей на основе частно-государственного партнерства. Ими стали группа United Launch Alliance (ULA) — Blue Origin, которую контролирует Boeing и Aerojet Rocketdyne, двигатели которой AJ26, собиравшиеся на базе российских НК-33, были заменены на также российские РД-181 для оснащения первой ступени ракеты "Antares". Как сообщается, "обе команды до 2019 г. будут заниматься созданием конкурентных двигателей, в том числе для оснащения перспективной ракеты-носителя "Vulcan". 

Команда ULA-Blue Origin предлагает создание двигателя ВЕ-4, работающего на жидком кислороде и сжиженном природном газе. Сообщается, что этот двигатель находится в разработке уже более четырех лет. В настоящее время двигатель проходит испытания на объекте Blue Origin. 

Aerojet Rocketdyne создает кислород-керосиновый двигатель AR1, который также находится в разработке уже в течение определенного времени, что по словам ее генерального директора Эйлин Дрейк (Eileen Drake) "позволит США быстро и эффективно перейти от использования российских двигателей, применяемых на ракетах Atlas V".

Главный исполнительный директор компании ULA Тори Бруно (Tory Bruno) заявил, что "Российский двигатель РД-180 демонстрирует замечательную статистику с более чем 60 безаварийными запусками ракет-носителей, и мы считаем, что сейчас наступило самое подходящее время для американских инвестиций в этой области. Наша цель состоит в создании новой пусковой системы по наиболее доступной цене, что даст США совершенно новые возможности в освоении космического пространства". На тот момент предполагалось, что Конгресс США полностью запретит использование указанных российских двигателей при запуске оборонных спутников, однако в декабре 2015 г. запрет был снят как минимум до 1 октября 2016 г., после чего прагматичные американцы немедленно заказали очередную партию РД-180, доступная цена которых, а также гарантии качества и своевременности поставки не вызывала сомнений. Не надо было тратиться на разработку, нести риски разделения партнерства и ожидать положительных результатов, смещая в случае неудачи пусковые манифесты на неопределенный срок, и оплачивая штрафы за сорванные сроки запусков.

В общем, как и предполагалось, американцы, конечно же, заинтересованы в украинской разработке, если она будет дешевле, появится быстрее и будет такой же надежной, как уже имеющаяся российская. Для этого надо всего лишь, чтобы кто-то не только выполнил, но и оплатил научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, испытания и сертификацию в США, успев завершить эти работы до следующего заседания Конгресса, которому очередной крайне озабоченный и неподкупный сенатор предложит снова запретить покупать российские двигатели для американских космических ракет. После всего этого, Америка им, наконец, поможет, если сама захочет?

Самое читаемое
    Темы дня