наверх
23.07.202408:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В Европу через …опу. Размышления перед маршем ЛГБТ в Киеве

"Марш равенства" ЛГБТ-сообщества в Киеве (180)

(обновлено: )42301010
Не так давно "Правый сектор" настойчиво призвал мэра Киева Виталия Кличко обратиться в суд, чтобы запретить проведение парада ЛГБТ-сообщества, запланированного на 12 июня.

Подготовил Евгений Стримов, РИА Новости Украина

В сообщении "Правого сектора" к Кличко говорилось: "Мы понимаем мотивы проведения парада: попытка создать образ Киева как "европейской" столицы, выявить показные квазиравенство и квазиуважение к личным предпочтениям граждан Украины, в том числе и столь интимным, как половые отношения. Однако если вы уже декларируете равенство и уважение, проявите их в полной мере и уважайте интересы и той общины людей, которых несомненное большинство – верующих и сторонников традиционных ценностей".

Активисты достаточно прозрачно намекнули, что "маленький конфликт может стать причиной огромных беспорядков и чрезвычайных ситуаций". Очевидно, столичной полиции придется изрядно попотеть, если мэр и суд "не так" отреагируют на это обращение.

Мне уже приходилось обращаться к этой конфликтной теме, пишет Александр Косвинцев.. Например, когда во второй половине марта во Львове агрессивно настроенные молодые люди напали на участников "Фестиваля равенства", я написал для одного из украинских СМИ заметку в защиту последних. Не потому, что поддерживаю представителей ЛГБТ-сообщества в их стремлении доказать свое "равенство" – считаю, что такой проблемы в Украине нет. Но мне совершенно не нравится, когда оппоненты ЛГБТ скатываются до варварства, чтобы настоять на своей правоте. Тем более, что есть другие, более цивилизованные методы отстаивания традиционных ценностей.

Если мы хотим серьезно разобраться в проблеме, то не должны избегать "срамных" вопросов. Например такого: насколько неприемлемы для украинцев сексуальные отношения между людьми одного пола? При подготовке этого материала я обращался к открытым источникам. Оказалось, что официальной статистики по этому поводу или не существует, или она спрятана так, что не найти. Удалось ознакомиться только с результатами опроса трехлетней давности, проведенного международной маркетинговой компанией GfK Ukraine. Согласно этому опросу, только 4,6% украинцев поддерживают узаконивание однополых браков, еще 16% допускают гражданские браки людей одного пола. Большинство же респондентов (79,4%) ответили, что они против таких браков и вообще любых сексуальных отношений между людьми одного пола. Не думаю, что Революция достоинства и война что-то серьезно изменили в этой сфере.

Отсюда возникает другой вопрос: имеет ли большинство граждан страны моральное право защищать свои традиции и устои? Согрешит душой тот, кто скажет "нет". Другое дело, что эта защита не может скатываться к насилию и противоправным действиям. Избежать этого можно, только поняв механизм превращения идеи однополой любви в идею фикс для некоторых людей.

Хотя история сексуальных отношений между людьми одного пола уходит корнями в глубокую древность, первый однополый брак в мире был зарегистрирован только в 2001 году (Нидерланды). Несколько десятилетий до этого представители ЛГБТ добивались общественного признания. Происходило это точно так же, как значится в описании "окна возможностей Овертона", или просто "окна Овертона".

Для справки. Американский електроинженер и юрист Джозеф Овертон (1960-2003 гг.) создал политическую теорию, названную в его честь. Согласно этой теории, для каждой идеи или проблемы в обществе существует какое-то окно возможностей. Фактически Овертон ничего не изобретал. Он лишь заметил, систематизировал и описал существующую в человеческой среде технологию, с помощью которой можно поднять с "помойного бака общественного презрения", отмыть и законодательно закрепить любые чужие обществу идеи.

Коротко опишу эту технологию. На пути от "помойки" в законодательный орган страны отвратительная идея проходит несколько стадий. На первой она считается "немыслимой": слишком радикально, ужасно… Здесь важно устранить табу на обсуждение того или иного явления, добиться обыденности по соответствующей дискуссии. Постепенно то, что находилось на слуху, становится важной общечеловеческой темой.

Затем наступает вторая стадия. Идея становится "приемлемой", потому что неприемлемое подменяют эмоционально-нейтральным эвфемизмом. Отрицательная сторона затушевывается. Обществу подсознательно, на примерах исторических личностей и событий, преподносят допустимость явления, которое продвигается: "А почему бы и нет? Так было тысячу лет назад…".

На стадии третьей идея превращается в "умную". Это делается с помощью расчленения ее на части. По каждой части высказывается множество различных точек зрения, которые объявляют вполне респектабельные специалисты разного профиля. Так в общественном сознании создается искусственное поле боя. Люди обычные, но неравнодушные к затронутой проблеме, получают статус радикальных ненавистников. В то же время находится немало журналистов и ученых, которые будут доказывать, что обсуждаемое явление вполне нормально и естественно.

Так идея доходит до четвертой стадии, на которой она становится "популярной". Ее связывают с известными лицами, не вызывающими отторжения у населения. Таких примеров в Украине немало. Лица значимые, интересные… Мнение о реальном присутствии этой проблемы закрепляется в общественном сознании.

Ну и, наконец, идея из "популярной" переходит в разряд "политических". На этой, пятой, стадии ее отрицание провозглашается нарушением прав человека. Происходит внедрение в сознание граждан негативного отношения к отрицанию этого явления. Идея, которая ранее казалась чужой, "прикрепляется" к другим важным для общества проблемам, требующим политического и/или юридического урегулирования. При этом суть проблемы будет представлена обществу как необходимость защиты "меньшинства", которая якобы находится под угрозой…

Все это не так уж и сложно "примерить" на проблему существования ЛГБТ-сообщества в стране с традиционными ценностями, какой есть Украина.

В литературе "окно Овертона" называют технологией "уничтожения человечности". Не берусь судить, насколько это правильно. И важно другое: этой технологии последовательного преобразования неприемлемых идей и явлений в повседневную обыденность, оказывается, можно вполне успешно противостоять. Приемы для этого также описаны в специальной литературе, поэтому раскручивать "окно возможностей" в обратную сторону в этом материале не стану.

Но кто в Украине, большинству граждан которой чужда идея однополых сексуальных отношений, должен противостоять ее натиску? Меньше всего – государственные органы. Если их активность в этом вопросе будет чрезмерной, то Европа может отшатнуться от Украины. Поэтому основную инициативу в этом вопросе следует проявлять гражданским структурам.

Устраивать гонения на представителей ЛГБТ-сообществ – небольшая заслуга. Если тот же "Правый сектор" и другие националистические организации действительно заботятся о сохранении в стране традиционных ценностей, то будьте добры поработать, господа. Изучайте проблему, вникайте в нее глубже. Создавайте специальные фонды. Проводите тематические фестивали, культурные мероприятия и информационные кампании… Раскручивайте "окно Овертона" в другую сторону. И все обязательно получится!

А драками и провокациями вокруг фестивалей и маршей ЛГТБ ничего хорошего добиться нельзя, они только привлекают внимание к мероприятиям сообщества и сплачивают людей с нетрадиционной ориентацией. Кроме того, скандалы вокруг мероприятий ЛГТБ подрывают имидж страны в глазах европейской общественности, выставляют Украину такой себе парией, с которой лучше не знаться. Так может возникнуть еще одно серьезное препятствие на пути в Европу…

Читайте также: Быть или не быть, вот в чем вопрос? Гей-парад в Киеве и реакция соцсетей

Конечно, и госаппарат Украины не должен стоять в стороне в этом вопросе. Чиновники должны искать разумные компромиссы с ЛГБТ-сообществом в вопросах проведения публичных мероприятий, а не просто запрещать. Но главная забота государства на эту тему – создание такого общественного порядка, когда физические посягательства на ЛГБТ-активистов стали бы просто невозможными. Такие инциденты правоохранителям не стоит спускать на тормозах, как это произошло во Львове. Безнаказанность провоцирует недалеких людей на обострение ситуации.

Сочетание "мероприятий" общественного и государственного влияния на динамику процессов в вопросах нетрадиционной "любви" со временем избавит ее ореола запретности, снимет лишние трения в обществе. И постепенно жизнь сама расставит все на свои места.

Самое читаемое
    Темы дня