наверх
16.04.202418:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вертолеты "Мотор Сич": взлет задерживается

(обновлено: )840571
Несмотря на определенные успехи, достигнутые ПАО "Мотор Сич" в ремоторизации вертолетного парка советского производства и проектировании «украинского» вертолета, ожидаемые успехи пока не достигнуты.
Модернизированный ПАО Мотор Сич вертолет Ми-2 с двигателями АИ-450М

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

19 апреля т.г. пресс-служба ПАО "Мотор Сич" распространила информацию о новом достижении предприятия. Модернизированный вертолет Ми-2 с двигателями АИ-450М провел в воздухе около часа и преодолел высоту 7 км, что является рекордом для этого типа, практический потолок которого с двигателями польской сборки ГТД-350 составлял всего лишь 4000 м.

Кроме того, в два раза повысилась топливная эффективность, что, соответственно, привело к увеличению дальности, и существенно (до 30%) расширился диапазон скоростей полета. Все это было достигнуто благодаря ремоторизации ветерана советской гражданской авиации  двигателями АИ-450М производства "Мотор Сич". Там же была разработана и программа модернизации. Как отметили в пресс-службе, "модернизированный вертолет Ми-2 получил новую жизнь, и может представлять интерес для его эксплуатантов".

Интересно, что ранее для обозначения упомянутого модернизированного летательного аппарата использовалось наименование Ми-2МСБ ("Мотор Сич" – Богуслаев), как это было принято для другой ремоторизованной версии бестселлера советского вертолетостроения Ми-8МСБ, однако в официальном пресс-релизе употреблено прежнее название – Ми-2.

Слева направо - Президент АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, заместитель генерального директора - директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Евгений Титлянов и генеральный директор ГП "Завод 410 ГА" Сергей Подреза во время обсуждения совместных работ по модернизации самолета Ан-26МСБ и вертолета Ми-8МСБ. Фото 13.04.2016 г на ГП "Завод 410 ГА"

Интерес Богуслаева, как фактического владельца "Мотор Сич", к ремоторизации парка советских вертолетов возник еще в начале 2000-х гг., когда он впервые заявил о планах создания производства вертолетной техники в Украине.

Изначально в качестве базовой машины был выбран российский Ка-226 с запорожским двигателем АИ-450. Проект не получил дальнейшего развития, но не повлиял на амбициозные планы, хотя и существенно их скорректировал: на первом этапе программы украинского вертолетостроения приоритетом выступила модернизация старых Ми-8 и Ми-2 путем установки новых двигателей.

По первому типу на сегодняшний день достигнуты определенные успехи. Проект по ремоторизации вертолетов Ми-8 в профиль Ми-8МСБ "Мотор Сич" осуществляет уже самостоятельно. Основой его стал новый двигатель собственной разработки ТВ3-117-СБМ1В сер. 4Е.

Проведены сертификационные и государственные испытания модернизированного вертолета Ми-8МСБ(П) в рамках ОКР "Джміль" Министерства обороны Украины, установлен целый ряд рекордов, в результате 28 октября 2011 г. Госавиаслужбой Украины  был выдан Дополнительный сертификат типа № ДТВ-0003 на вертолет Ми-8МСБ с двигателем  ТВ3-117ВМА-СБМ1В сер. 4Е, который валидировали авиационные власти Перу и Белоруссии.

Осенью 2015 г. сертификаты одобрения производства вертолетов получили ПАО "Мотор Сич" и специально учрежденное им предприятие – ООО "Вертолеты Мотор Сич". Несколько ранее Богуслаев приобрел 59,5% акций ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" (Белоруссия), специализировавшегося на ремонте вертолетов Ми-8 и Ми-2, наладив там их ремоторизацию. В 2012 г. сообщалось о том, что портфель заказов Оршанского авиаремонтного завода включает контракты на модернизацию 19 вертолетов. 

Вместе с тем о признании украинского дополнительного сертификата в Российской Федерации или получении сертификата типа на этот вертолет в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета, анонсированной Богуслаевым в октябре 2012 г., до сих пор не слышно. Вдобавок ожидаемых крупных экспортных заказов не последовало, а в 2015 г. появилась информация о закупке военными ведомствами Перу и Белоруссии российских вертолетов типа Ми-171, являющихся развитием Ми-8, то есть прямым конкурентом запорожской модернизированной версии.

В сложившейся ситуации, очень "помог" вооруженный конфликт на востоке Украины. В апреле 2014 г. десантно-транспортный вертолет Ми-8МСБ-В был принят на вооружение украинской армии, а затем было объявлено о заключении договора о поставке 13 вертолетов украинским силовым структурам. 

Госзаказ не требовал гражданской сертификации и одобрения разработчика, находящегося в Москве. Примерно половина его была исполнена в Орше. В феврале 2016 г. получены еще два заказа на предоставление услуг по модернизации четырех армейских вертолетов Ми-9 в профиль Ми-8МСБ-В на общую сумму 290 млн грн. В отличие от достижений на внутреннем рынке сведений об экспорте вертолетов Ми-8МСБ с территории Украины или Белоруссии в другие страны пока не поступало.

Сложнее развивалась ситуация с Ми-2МСБ. Хотя в марте 2016 г. Богуслаевым было заявлено, что "получен сертификат типа на Ми-2 с двигателями АИ-450М", в текущем перечне "Типов воздушных судов, одобренных для эксплуатации в ГА Украины" присутствует только сертификат типа DTB-0003 на вертолеты транспортной категории Ми-8МСБ-Т, Ми-8МСБ-П, Ми-8МСБ-ПС, Ми-8МСБ-МТВ, а также советский аттестат летной годности МГА на Ми-2.

Читайте также: Украина аграрно-космическая

Осенью 2012 г. сообщалось, что на подготовительные работы и получение дополнительных сертификатов в Запорожье уже потрачено 6,5 млн долл., а вдальнейшем эта цифра выросла еще в несколько раз. Таким образом, сертификация модернизированного Ми-8МСБ до сих пор не покрыта полученными доходами от продаж этих вертолетов.

Затраты на Ми-2 несколько скромнее, но и предполагаемый доход от их будущей реализации существенно меньше. Тем более, что работы по нему Богуслаев вел с аналогичным размахом. Была проведена ОКР по модернизации вертолета Ми-2 в профиль МСБ-2 с установкой двигателей АИ-450М (М1) и его сертификация с новым навигационным и радиосвязным оборудованием, а также запуск натурного стенда-вертолета Ми-2МСБ. При поддержке "Мотор Сич", начиная с 2011 г., возобновлена производственная деятельность обанкротившегося ГП "Винницкий авиационный завод" и выполнен капитальный ремонт 38 вертолетов Ми-2. 

На сегодняшний день, кроме ремонтно-восстановительных работ, на этом предприятии проводятся работы по подготовке к освоению модернизации по профилям Ми-2МСБ и МСБ-2, включающих замену двигателей ГТД-350 на АИ-450М. С 2012 г. "Мотор Сич" уже начало реализовывать вертолеты Ми-2 в стандартной комплектации, прошедшие капитальный ремонт в Виннице. В настоящее время известно о реализации одного Ми-2, который приобретен физическим лицом, хотя и эксплуатируется вместе с другими восемью вертолетами этого типа, переданными авиакомпании "Мотор Сич".

8 июля 2014 г. начались испытания глубоко модернизированного вертолета Ми-2МСБ, производство которого предполагалось наладить в Запорожье и Виннице. К началу октября 2015 г. в сертификате эксплуатанта авиакомпании "Мотор-Сич" числилось уже 12 Ми-2, отремонтированных не только в Виннице, но также в Запорожье и Орше, однако не нашедших покупателей.

Другой площадкой для серийного производства вертолетов МСБ-2, начиная с 2015 г., определено ОАО "Оршанский авиаремонтный завод". Как заявил генеральный директор предприятия Владимир Троицкий, в 2014 г. на предприятии должны были выпустить и начать сертификационные испытания двух Ми-2МСБ. Примечательно, что "Мотор Сич" с тем же двигателем АИ-450М также участвует в аналогичном проекте модернизации Ми-2 в вариант Ми-2М на АО "Роствертол". В обоих случаях положительного результата пока не достигнуто.

Согласно озвученным ПАО "Мотор Сич" осенью 2011 г. планам, компания была намерена наладить к 2014-2015 гг. на мощностях ГП "Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон" модернизацию до 40 многоцелевых вертолетов Ми-2 и Ми-8. Все это пока остается на уровне планов.

Другим отрицательным примером служит польский модернизированный вариант Ми-2 – PZL "Kania", который в качестве новой силовой установки использовал газотурбинные двигатели западного производства Allison 250-С20В, производство которого прекратилось после того, как с 1986 по 2006 гг. было выпущено всего 19 штук.

Читайте также: "Мотор Сич" эмигрирует в Европу?

Как следует из анализа результатов производства "Мотор Сич" за 2015 г., поставки и модернизации вертолетной техники в общем объеме изготовленной товарной продукции составили всего лишь 4,8% (651,2 млн. грн.), что с учетом не может считаться обнадеживающим, особенно с учетом предстоящего сокращения производства и продаж основной продукции предприятия.

По-видимому, именно эти слабые финансовые результаты и заставили несколько умерить амбиции и сохранить название Ми-2 вместо того, чтобы нести дополнительные затраты для громкого и красивого Ми-2МСБ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня