наверх
19.04.202413:19
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Попытка номер пять. Порошенко прибирает всю власть к рукам

Праздничное заявление Луценко (348)

(обновлено: )155061
В череде различных документов, которые проходят через канцелярию Верховной Рады, законопроект под номером 4379 при иных обстоятельствах мог бы стать и вовсе никем не замеченным и пролежать под парламентским сукном неопределенное время.

Роман Степняк

Ну что в нем ценного для судеб страны?

Автор документа депутат Степан Кубив предложил считать, что Генеральным прокурором страны может стать человек с высшим образованием и стажем работы в отрасли права либо в законодательном и правоохранительном органе не менее 5 лет. Вот такой кандидатский минимум. На фоне законопроектов о переименовании России и разрыве дипломатических отношений с Российской Федерацией – и вовсе приличный текст. 

Но если соотнести содержание проекта Кубива со сложившейся ситуацией в стране, в Генпрокуратуре в частности, а также учесть, что автор – представитель президента в парламенте, то нетрудно заметить, что циркуляр написан под конкретного человека – одного из ближайших соратников президента, руководителя президентской фракции в Верховной раде Юрия Луценко. Именно его всяческими способами пытаются протащить в главное кресло на Резницкой, а он, картинно отказываясь, чеканит: "Но, если от меня будет требоваться это сделать – я никогда не отказывался делать самые сложные вещи". 

Читайте также: Мищенко: пять плюсов и пять минусов возможного генпрокурора Луценко

Что нужно, чтобы сказать Юрию Витальевичу знаменитое из далеких комсомольских времен слово "Надо"? Правильно, дополнить законодательство страны, которое по настоящий момент не допускает на такую должность человека без опыта работы в прокуратуре. 

Большая честь  

Эпизод, скажете. Ну есть такая слабость у главы государства к прокурорской должности, не отдавать столь конфиденциальную службу человеку со стороны, какому-нибудь неизвестному Касько или вовсе легионеру Сакварелидзе. Что от них завтра ожидать? Вон Михо Саакашвили, друг студенческий, можно сказать, приютил по американской рекомендации на хлебную должность, так ему мало, собственное движение создает, в лидеры новейшей оппозиции метит. 

Да, эпизод, но очень характерный. За ним прослеживается стремление президента сконцентрировать в своих руках контроль над важнейшими государственными институтами. При этом гарант конституции проводит такую политику достаточно мягкими и, на первый взгляд, весьма демократичными методами. Вроде и не в чем упрекнуть главу государства, и процедуры соблюдены, и закон не нарушен, а гляди – и все свои люди где нужно расставлены. 

Такой подход ощутил на себе летом прошлого года Глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко. Вроде бы человек в доску свой, и делу революции достоинства предан, и за советами в одни и те же двери американской амбасады стучались, а попробовал лишнее позволить себе – и тут же был мгновенно выставлен за дверь. 

Новый руководитель СБУ Василий Грицак ничего подобного позволить себе не может. С президентом его связывают давние отношения, кого-либо в руководители личной охраны не назначают. А чтобы лишний раз эти отношения подчеркнуть, почему бы не побаловать подчиненного очередным воинским званием, тем более, что генералов армии в Украине раз-два и обчелся. Той же монетой отплатил президент за преданность и руководителям вооруженных сил – министру обороны Степану Полтораку и Начальнику генерального штаба Виктору Муженко, которые тоже входят в круг преданных президенту людей. Хотя, ради справедливости надо сказать, что особых военных побед за этими генералами замечено не было. 

Расписали на двоих 

Но все эти шаги по концентрации власти в одном углу Печерского треугольника ничто по сравнению с безоговорочным подчинением президенту второй по важности должности в стране – главы правительства. Надо подчеркнуть, что должность премьер-министра с первых лет независимости страны была яблоком раздора: как начались противостояния между Леонидом Кравчуком и Леонидом Кучмой, переросшие в досрочные президентские выборы 1994 года, так и продолжаются по сей день. Меняются только фамилии президентов и премьеров. Избежать такого конфликта смог только Виктор Янукович, но в его случае все закончилось гораздо более печально. 

Пятый президент пошел по пути своих предшественников. И казалось, что ему с этой задачей удастся справиться. Премьер-министр Арсений Яценюк катастрофически терял влияние в обществе и долгое время представлялся возможной добычей для главного конкурента в борьбе за влияние на Печерских холмах. Противостояние достигло своего пика во время февральского голосования по Кабинету министров. Парламент с удовольствием признал работу правительства неудовлетворительной, но случился сбой, и одновременно отправить в отставку премьера депутаты отказались. 

Кабмин оставался в подвешенном состоянии, а президент не оставлял надежды переломить ситуацию в свою пользу. В конце концов Арсений Яценюк написал долгожданное для президента заявление об отставке, на Банковой удалось силой склонить к сотрудничеству фракцию "Народного фронта", прикупить пяток-другой депутатов из "парламентского болота" и объявить о формировании новой старой коалиции без Радикальной партии Олега Ляшко и "Батькивщины" Юлии Тимошенко. 

Спектакль имени Гройсмана   

В задуманную на Банковой игру вмешались непредвиденные обстоятельства. В последние недели на президента обрушился град негативных событий, больно ударивших по его авторитету как внутри страны, так и за ее пределами. Наиболее болезненные из них – неудачная поездка в Вашингтон на Ядерный саммит, который сопровождался разоблачительными публикациями в американской прессе, последовавший следом оффшорный скандал и в довершение – нидерландский референдум о ратификации соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. 

Эти неудачи отразились, прежде всего, на самочувствии в окружении президента.  Недовольство в недрах фракции "Блок Петра Порошенко" в парламенте время от времени выплескивается наружу в виде резких заявлений и реплик депутатов, представляющих внутреннюю оппозицию. Чего стоят только информационные вбросы Мустафы Найема и Сергея Лещенко, которые не оставляют камня на камне от впечатления о команде единомышленников. 

Тем не менее, курс Банковой на полное подчинение правительства остался неизменным. Для этого пришлось даже разыграть в парламенте целый спектакль, цель которого представить дело так, будто Гройсман ведет самостоятельную игру и отнюдь не является стопроцентной креатурой президента. Владимир Борисович несколько раз отказывался от предложенной должности, публично выдвигал свои требования по кандидатам на портфели и даже противоречил позиции гаранта Конституции. 

Но это была игра на публику. В итоге Гройсман согласился возглавить Кабмин и сделал соответствующее заявление. Пока еще спикер парламента добавил, что новый состав Кабмина и руководство парламента будут назначены 14 апреля.

Читайте также: Политический кризис в стране может закончиться импичментом

Если ничего непредвиденного не случится в последний момент, что вовсе не исключено, то президенту удастся сделать решающий шаг к полному контролю над наиболее важными институтами власти в стране. При этом произойдет все без изменений в Конституцию, ее можно будет поправить потом. Президент выбрал простой и проверенный путь, пытаясь расставить своих людей на ключевые позиции в стране.  Пытаюсь подобрать термин, каким бы это все назвать, и ничего другого, кроме узурпации власти, придумать не могу…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня