Иннокентий Адясов, политэксперт
Сама идея СНГ как некого горизонтального объединения бывших советских республик появилась после отказа Украины рассматривать любой вариант нового союзного договора (правда, надо честно заявить, что позиция Киева в этом вопросе практически полностью совпадала с позицией тогдашнего руководства России).
С самого начала Украина пыталась получить особое положение внутри Содружества – так, Рада не ратифицировала Устав СНГ, но при необходимости получить какие-либо экономические уступки от Москвы, Киев всегда ссылался на свою принадлежность к этому интеграционному объединению.
Киев всегда был категорически против придания органам СНГ наднационального статуса, но уже с конца 1992 года украинские представители в Исполкоме СНГ стали активно продвигать идею зоны свободной торговли в Содружестве. Такой формат давал бы возможность Украине беспошлинно закупать российские энергоресурсы и в то же время гарантировал свободный доступ к крайне важному российскому рынку.
Читайте также: Удар по Порошенко, евроскептицизм, "золотой парашют" Яценюка. Итоги недели
В 2011 году Украина смогла фактически добиться своего – ЗСТ СНГ, после ратификации соответствующих документов Госдумой РФ и ВРУ, стала реальностью – правда, отмена вывозных пошлин на российские энергоносители была перенесена на более поздний срок.
Тогда Москва сделал ставку на более активное подключение Киева к интеграции – если не в рамках ТС – ЕАЭС, то через формат ЗСТ СНГ (хотя с экономической точки зрения России он был невыгоден).
Но события февраля 2014 года поставили на этом крест.
Украина как "спящий член Содружества"
Казалось бы, после смены власти в Киеве украинские власти возьмут ускоренный курс на выход из всех структур и соглашений в рамках СНГ.
Первоначально ВРУ заявила о необходимости денонсирования соглашения о создании СНГ (Украина до сих пор наравне с РФ и Белоруссией выступает в качестве страны-учредителя Содружества). Но эта инициатива – отказ от статуса страны-учредительницы – не нашла поддержки у украинских властей, и мотивы тут прежде всего экономические: Украина до последнего пыталась сохранить те преференции, которые она получала от членства в ЗСТ СНГ.
Порошенко, как до него и Янукович, всеми правдами и неправдами стремился совместить членство Украины в ЗСТ СНГ и в ЗСТ с ЕС.
Москва, как уже неоднократно разъяснялось, опасаясь вала продукции из ЕС, идущей транзитом через Украину в Россию, ввела защитные меры. То есть украинская продукция временно стала рассматриваться как продукция из третьих стран – с уплатой таможенных пошлин по ставке «наибольшего благоприятствования».
Но эти защитные меры могут быть и отменены Россией, если на то будет политическая воля и механизмы реэкспорта через территорию Украины.
Как следствие, сейчас и Москва и Киев продолжают оставаться членами ЗСТ СНГ, хотя работа этого формата во многом и заморожена (Украина, к примеру, в рамках ЗСТ торгует с Белоруссией).
Читайте также: Саммит СНГ в Казахстане. Повестка дня и роль Украины
Украинские власти пошли другим путем – путем выхода из тех соглашений в рамках Содружества, которые они не считают выгодными для себя: например, в феврале 2015 года Украина вышла из соглашения об обмене информацией по борьбе с преступностью в СНГ.
Позже генпрокурор Украины Виктор Шокин вышел из Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ.
Сейчас украинская погранслужба все чаще стала требовать с российских граждан при пересечении границы нотариально заверенные приглашения от родственников или организаций – то есть идет ревизия соглашения о свободе перемещения внутри СНГ (скорее всего, эта мера носит политический характер; отмена свободного перемещения между Россией и Украиной ударит прежде всего по интересам украинских граждан и приведет к сокращению денежных переводов из РФ).
Можно сказать, что Украина хочет стать "спящим членом Содружества", с возможностью активировать свое полноценное членство в объединении в выгодное для себя время.
Устраивает ли Москву нынешний статус?
В последние годы, сначала в связи с запуском Таможенного союза ЕврАзЭС, а потом в связи с созданием и началом работы ЕАЭС, стало ясно, что Россия окончательно перестала рассматривать СНГ как интеграционный приоритет на постсоветском пространстве.
Как говорилось выше, самый амбициозный проект в рамках Содружества – создание Зоны свободной торговли СНГ – оказался практически замороженным после подключения Украины и Молдавии к зоне свободной торговли с ЕС.
Попытки каким-то образом координировать внешнеполитические позиции стран-участниц Содружества чаще всего заканчиваются ничем. Вряд ли оживить СНГ смогут и последние инициативы по его реформированию.
Читайте также: Выход из системы розыска СНГ: премьера не понять – Гавриш
В это же время Содружество за 25 лет своего существования накопило определенный позитивный опыт в решение гуманитарных вопросов (безвизовый режим для передвижения граждан, взаимное признание дипломов, решение отдельных пенсионных вопросов и т.д.).
СНГ все больше становится неким подобием другого Содружества – Британского Содружества наций, то есть неформального объединения и дискуссионной площадки.
И, судя по всему, Россию сейчас устраивает такое положение вещей.
В этой связи Москва, скорее всего, примет и возможный статус Украины как «спящего члена СНГ». По крайней мере, такой статус оставляет иллюзию на возможность возобновления полномасштабного сотрудничества в среднесрочной перспективе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.