наверх
25.04.202419:40
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина и СНГ: 25 лет параллельного движения

(обновлено: )206133
В 25-ю годовщину СНГ – на данный момент образования весьма аморфного и откровенно противоречивого – эксперты пытаются понять, какое же все-таки будущее ждет Содружество, и сможет ли оно вообще сохраниться.

Иннокентий Адясов,  политэксперт

Сама идея СНГ как некого горизонтального объединения бывших советских республик появилась после отказа Украины рассматривать любой вариант нового союзного договора (правда, надо честно заявить, что позиция Киева в этом вопросе практически полностью совпадала с позицией тогдашнего руководства России). 

С самого начала Украина пыталась получить особое положение внутри Содружества – так, Рада не ратифицировала Устав СНГ, но при необходимости получить какие-либо экономические уступки от Москвы,  Киев всегда ссылался на свою принадлежность к этому интеграционному объединению.  

Киев всегда был категорически против придания органам СНГ наднационального статуса, но уже с конца 1992 года украинские представители в Исполкоме СНГ стали активно продвигать идею зоны свободной торговли  в Содружестве. Такой  формат давал бы возможность Украине беспошлинно закупать российские энергоресурсы и в то же время гарантировал свободный доступ к крайне важному российскому рынку.

Читайте также: Удар по Порошенко, евроскептицизм, "золотой парашют" Яценюка. Итоги недели

В 2011 году Украина смогла фактически добиться своего – ЗСТ СНГ, после ратификации соответствующих документов Госдумой  РФ и ВРУ, стала реальностью – правда, отмена вывозных пошлин на российские энергоносители была перенесена на более поздний срок. 

Тогда Москва сделал ставку на более активное подключение Киева к интеграции – если не в рамках ТС – ЕАЭС, то через формат ЗСТ СНГ (хотя с экономической точки зрения России он был невыгоден). 

Но события февраля 2014 года поставили на этом крест.

Украина как "спящий член Содружества"    

Казалось бы, после смены власти в Киеве украинские власти возьмут ускоренный курс на выход из всех структур и соглашений в рамках СНГ. 

Первоначально ВРУ заявила о необходимости денонсирования соглашения о создании СНГ (Украина до сих пор наравне  с РФ и Белоруссией  выступает в качестве страны-учредителя Содружества). Но эта инициатива – отказ от статуса страны-учредительницы – не нашла поддержки у украинских властей, и мотивы тут прежде всего экономические: Украина до последнего пыталась сохранить те преференции, которые она получала  от членства в ЗСТ СНГ.  

Порошенко, как до него и Янукович, всеми правдами и неправдами стремился совместить членство Украины в ЗСТ СНГ и в ЗСТ с ЕС. 

Москва, как уже неоднократно разъяснялось, опасаясь вала продукции из ЕС, идущей транзитом через Украину в Россию, ввела защитные меры. То есть украинская продукция временно стала рассматриваться как продукция из третьих стран – с уплатой таможенных пошлин  по ставке «наибольшего благоприятствования».  

Но эти защитные меры могут быть и отменены Россией, если на то будет политическая воля и механизмы реэкспорта через территорию Украины.

Как следствие, сейчас и Москва и Киев продолжают оставаться членами ЗСТ СНГ, хотя работа этого формата во многом и заморожена (Украина, к примеру, в рамках ЗСТ торгует с Белоруссией).

Читайте также: Саммит СНГ в Казахстане. Повестка дня и роль Украины

Украинские власти пошли другим путем – путем выхода из тех соглашений  в рамках Содружества, которые они не считают выгодными для себя: например, в феврале 2015 года Украина вышла из соглашения об обмене информацией по борьбе с преступностью в СНГ.

Позже генпрокурор Украины Виктор Шокин вышел из Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ.

Сейчас украинская погранслужба все чаще стала требовать с российских граждан при пересечении границы нотариально заверенные приглашения от родственников или организаций – то есть идет ревизия соглашения о свободе перемещения внутри СНГ (скорее всего, эта мера носит политический характер; отмена свободного перемещения между Россией и Украиной ударит прежде всего по интересам украинских граждан и приведет к сокращению денежных переводов из РФ).       

Можно сказать, что Украина хочет стать "спящим членом Содружества", с возможностью активировать свое полноценное членство в объединении в выгодное для себя время.       

Устраивает ли Москву нынешний статус? 

В последние годы, сначала в связи с запуском Таможенного союза ЕврАзЭС, а потом в связи с созданием и началом работы ЕАЭС, стало ясно, что Россия окончательно перестала рассматривать СНГ как интеграционный приоритет на постсоветском пространстве.  

Как говорилось выше, самый амбициозный проект в рамках Содружества – создание Зоны свободной торговли СНГ – оказался практически замороженным  после подключения Украины и Молдавии  к зоне свободной торговли с ЕС. 

Попытки  каким-то образом координировать внешнеполитические позиции стран-участниц Содружества чаще всего заканчиваются ничем. Вряд ли  оживить СНГ смогут и последние инициативы по его реформированию.

Читайте также: Выход из системы розыска СНГ: премьера не понять – Гавриш

В это же время Содружество за 25 лет своего существования накопило определенный позитивный опыт  в решение гуманитарных вопросов  (безвизовый режим для передвижения граждан, взаимное признание  дипломов, решение отдельных пенсионных вопросов и т.д.).   

СНГ все больше становится неким подобием другого Содружества – Британского Содружества наций, то есть неформального объединения и дискуссионной площадки.

И, судя по всему, Россию сейчас устраивает такое положение вещей.

В этой связи Москва, скорее всего, примет и возможный статус Украины как «спящего члена СНГ». По крайней мере, такой статус оставляет иллюзию на возможность возобновления полномасштабного сотрудничества в среднесрочной перспективе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.          

Самое читаемое
    Темы дня