наверх
08.12.201921:47
Курсы валют НБУ
  • USD23.72- 0.15
  • EUR26.32- 0.17

Короткое замыкание украинских энергореформ

Соцполитика, коммунальные тарифы, геноцид. (463)

(обновлено: )2011100
Широко разрекламированное правительством Яценюка реформирование украинского рынка электроэнергии опять "закоротило". На этот раз на этапе очередной попытки внести проект Закона "О рынке электроэнергии" в парламент.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины

Точнее, кабминовский проект  Закона "О рынке электроэнергии" внесен в Раду, но его положения вместо обещанного "европокращення" на рынке электроэнергии могут привести к обратным результатам. В лучшем случае — финансовый коллапс крупнейших генерирующих компаний, в худшем — перебои с поставками электроэнергии населению на фоне безудержно растущих тарифов.

Очередное (третье) повышение тарифов населению опять было представлено, как еще один шаг в реформировании рынка электроэнергетики. Справедливости ради отметим, что в этот раз, Кабмин подстраховался, и наконец-то внес проект Закона "О рынке электроэнергии Украины". Его принятие должно ознаменовать необратимость реформ в энергетическом секторе. Но, как оказалось, не только население не разделяет еврооптимизм правительства камикадзе. Большая часть игроков рынка и даже государственный Антимонопольный комитет Украины, ознакомившись с текстом, довольно скептически отнеслась к плодам законотворчества украинских чиновников.

Основная претензия, которую можно предъявить авторам законопроекта — это превалирование формы над содержанием. То есть, цели — прекрасны, а вот методы достижения — невыполнимы. К примеру, тот же Антимонопольный комитет был крайне удивлен, что документ в большинстве случаев игнорирует мнение ведомства при согласовании ключевых подзаконных актов. Да и действительно, ведь откуда взяться конкуренции на энергетическом рынке? Товар-то поди бросовый, не ходовой. Дальше — больше.

Читайте также: Тарифы на газ поднимут 1 апреля с Яценюком или без него ― Корольчук

Наибольшее количество дискуссий вызвали переходные положения законопроекта. А именно, третий пункт Переходных положений, где якобы для защиты населения от высоких тарифов производителей зеленой энергии и ТЭЦ, в Украине вводится переходной период до 1 января 2019 года. Цель более чем благородная. Правительство грудью бросается на амбразуру, где засели мироеды — альтернативщики, развивающие всякие там ветровые, солнечные и прочие чуждые нашей стране виды генерации и готово всячески защитить бедных украинцев от роста цен на э/э. Вы верите в чистые помыслы правительства? Если нет — то правильно делаете. 

Благими намерениями, как известно, вымощена дорога прямиком туда, куда ходить не надо. В нашем случае, это прямой возврат к госмонополизму, где государство (к тому времени уже покинувшее тарифную амбразуру) вернется к своему излюбленному методу управления: монопольному установлению цен для производителей и, в конечном счете, потребителей. То есть нас с вами. 

Логика достаточно проста. НАЭК "Энергоатом" и Гидроэлектростанции в принудительном режиме должны будут продавать свою электроэнергию госкомпании, по установленному государством тарифу. Кстати, для "Энергоатома" это могут быть плохие новости, поскольку по нормам "энергоразверстки" компания должна будет отдавать практически 100% произведенной электроэнергии фактически по себестоимости. Туда же будут сдавать свой энергопродукт и "альтернативщики", но уже по совсем другому тарифу, чем атомщики. И разница будет даже не в разы, а на порядок. А то, что НАЭКу надо будет как-то покрывать финобязательства и рассчитываться за топливо (и то и другое номинировано в долларах), правительство волнует меньше всего. 

А дальше, помните, как РосУкрЭнерго газом торговала? Покупала дорогой российский и дешевый туркменский и продавала по некой усредненной цене Украине. Аналогичный принцип заложен и в работу так называемого "Гарантированного покупателя э/э". Правда, поговаривают, что даже с учетом всех запланированных повышений тарифов для населения (вплоть до 17 года) может не хватить. И надо будет дальше затягивать пояса на шее украинцев в виде новых повышений тарифа.

Можно было бы перечислить еще с десяток "косяков" Кабмина в анализируемом нами законопроекте, начиная от отсутствия механизмов финансирования реконструкции энергоблоков и заканчивая вопросами гарантированного обеспечения электроэнергией населения. Но это ведь мелочи по сравнению с мечтой, которая есть у главы правительства. 

Лучше ответим на вопрос, есть ли выход из ситуации? Безусловно. На ближайшем заседании профильного комитета парламента данный законопроект будет вынесен на обсуждение. Мне кажется, что господам народным депутатам было бы крайне полезно вспомнить о том, что у них есть избиратели и основная цель их работы в здании под куполом — это отстаивание и интересов еще шевелящихся производителей э/э, и еще трепыхающихся потребителей. Тем более, что здравых замечаний и предложений, как пройти сложный период трансформации отрасли, вы получили более чем достаточно: от определения компаний, которые должны взять на себя защиту населения, до пошаговой инструкции проведения клиринговых операций на рынке. Поэтому очень хочется верить, что процесс реформирования рынка э/э не станет очередным ударом электрошоком для ваших избирателей.

Самое читаемое
    Темы дня