Александр Булавин, политолог
Недавно высказанная им перспектива об Украине, как мосте между Востоком и Западом, между Россией и Европой вызвала у многих неподдельный скепсис. Киев обошел встречу патриарха мировой дипломатии с президентом России, где эта идея была высказана, гробовым молчанием.
События, сначала в Закарпатье, а затем и в других областях Украины вокруг блокирования транзитных фур из Российской федерации, стали убедительным подтверждением двух выводов. Во-первых, что Украина сегодня не в состоянии выполнить функцию моста. Во-вторых, что перспектива, о которой говорил Киссинджер, выглядит весьма фантастично.
Если бы военизированные формирования Украины и т.н. "активисты" были главными виновниками подобного нарушения международных договоров. Если бы Фискальная служба Украины, министерство экономики и торговли, МВД мгновенно, как это и должно было бы сделано, пресекли подобную инициативу было бы полбеды. Но, работники милиции смотрели на эти нарушения "в сторонке". И лишь глава фискальной службы Украины Роман Насиров назвал действия по блокированию российского транспорта преступлением.
Вопреки мнению министра, премьер Яценюк поддержал блокирование фур РФ, заявив при этом, что Киев действует "исключительно в рамках международных обязательств". В то же время он счел незаконной задержку украинских грузовиков в России. Тут, как говорится, без комментариев. Хотя как минимум три комментария дать можно.
Первый состоит в том, что в Киеве хорошо знают, что грубо нарушают соглашение о транзитных перевозках по территории Украины. Не признавая этого сегодня, власти Украины, как и в случае с задержками транзита российского газа в Европу, убеждают европейских чиновников и бизнесменов в том, что Киев может приостановить любое свое обязательство в любое время. Рассчитывать на безупречность и точность украинской власти впредь никто не будет. И обижаться в будущем нечего.
Во-вторых, как отметил политолог Кость Бондаренко, платить за подобную блокаду будет украинский бюджет. Товары, которые везет российский транспорт, уже оплачен европейскими потребителями и отправлен с территории РФ. Иными словами, задержка доставки товаров в Европу, ухудшение их качества из-за блокады может быть отнесена на счет Украины.
В-третьих, Евросоюз, европейская бизнес-среда еще раз убеждается в качестве украинского политикума. Без сомнений, решение о такой радикальной и скажем прямо противоправной акции не могло состояться без согласия на это президента, премьера, министров, губернаторов. Складывается такое впечатление, что принимающие решение не живут по соседству с Россией и Европой, а уже завтра утром попрощаются с соседями навсегда.
Читайте также: Deutsche Welle: "война фур" и запоздалая реакция Киева
Необходимо отметить и другое важное событие. Как известно Совет Евросоюза частично снял санкции с Белоруссии. Причин для такого решения можно назвать несколько. Однако одно из объяснений такого шага касается тематики торгового "моста между Европой и Азией". Некоторые аналитики полагают, что прагматичные решения ЕС связаны с выбором Белоруссии как транзитной территории. В частности, таким образом прагматичная Европа хотела бы наладить экономический диалог с Россией, снизить ущерб от "зеркальных" санкций России, а заодно с азиатскими республиками в условиях антироссийских санкций.
Добавим к этому, что Евросоюз этим решением также сводит "мостовые" возможности Украины к нулю. Кому из европейских политиков и бизнесменов хочется зависеть в своих международных экономических проектах и договорах с Востоком от капризов "активистов" и мало внятной политики украинских властей.