наверх
25.04.202416:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Гособоронзаказ Украины 2016: принять легче, чем выполнить

(обновлено: )221560
Принятие ГОЗ-2016 вовсе не означает его своевременное выполнение или удовлетворение нужд заказчиков-силовиков. Но что-то оно означать должно?

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Пятого февраля президент Украины Петр Порошенко подписал указ № 40 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 27 января 2016 "Об основных показателях государственного оборонного заказа на 2016 год", которым ввел в действие соответствующее секретное решение СНБО.

Впрочем, все секретное отнюдь не является тайной – украинские официальные лица уже достаточно много рассказали о планах закупок и проведению перспективных разработок вооружения и военной техники, а недостающие детали в значительной степени могут быть раскрыты анализом имеющейся в открытом доступе информации о состоянии оборонно-промышленного комплекса Украины.

Прежде всего, актуализированное президентом решение определялось ресурсными ограничениями: выделенным размером государственного бюджета, государственными гарантиями и кредитными возможностями. Согласно Закона "О Государственном бюджете Украины на 2016 год" военные расходы составляют 114,5 млрд. грн., большая часть из которых уйдет на содержание силовых структур. Первый заместитель Министра обороны Украины Иван Руснак сообщил, что "государственным бюджетом Украины на 2016 год МО утверждены расходы в сумме 55,5 млрд. грн., из которых на развитие вооружения и содержание военной техники приходится только 20%, то есть 11,1 млрд. грн.", хотя собственно гособоронзаказ, по словам президента Петра Порошенко "увеличится в гривневом эквиваленте на 34% по сравнению с 2015 г.". 

Как известно, расходы военного бюджета прошлого года на эти цели составил 5 млрд. грн., потраченных на приобретение ВВТ у украинских предприятий, кроме того, по словам Порошенко перед церемонией награждения украинских военнослужащих по случаю Дня Вооруженных сил Украины: "В 2015 году Минобороны заключило 100 соответствующих импортных контрактов на общую сумму 4 млрд. 404 млн. грн".

Аналогичную информацию по линии МВД озвучил начальник службы безопасности дорожного движения Национальной гвардии Украины подполковника Роман Топчий в ходе брифинга: "В 2015 г. финансирование программы по обеспечению НГУ техникой было достигнуто на уровне практически 2 млрд. грн, что позволило закупить современные образцы как техники, так и автомобильного имущества". Он же уточнил, что "В бюджете-2016 сумма предусмотрена не меньшая".

Таким образом, исходя из высказываний президента и должностных лиц МО и МВД, можно сделать вывод, что общие запланированные расходы на развитие вооружения и содержание военной техники украинских силовиков, составят примерно 16-17 млрд. грн., что и будет соответствовать сумме гособоронзаказа. С учетом инфляции и падающего курса национальной валюты, она практически остается на уровне аналогичных затрат прошлого года. 

Во-вторых, украинские предприятия, как и в предыдущие годы, не располагали замкнутыми циклами производства практически ни в одном сегменте вооружения и военной техники. Именно поэтому даже осыпанные деньгами они смогут сделать только то и в таком количестве, что им по силам на данный момент. Именно так и произошло в прошлом году, когда фактические затраты на оборону и безопасность составили 95,8 млрд. грн. вместо запланированных  97,6 млрд грн. Одной из причин указанной разницы стало по словам бывшего заместителя министра экономического развития и торговли Украины Руслан Корж то, что "Запланированные и выделенные в 2015 году средства государственного бюджета на выполнение государственного оборонного заказа освоены на 97 %".

Таким образом, несмотря на неоднократные заявления руководства госконцерна "Укроборонпром" о досрочном выполнении ГОЗ в полном объеме, этот факт не нашел своего подтверждения в отчете МЭРТ кабинету министров от 18 января 2016 г.

Из того же отчета следует, что "к выполнению ГОЗ были  привлечены 78 предприятий, из которых 54 являются участниками Государственного концерна "Укроборонпром", то есть в выполнении оборонной программы участвовали чуть больше половины из 99 предприятий, входящих в его состав. Разумеется, говорить при этом о широко разрекламированной круглосуточной трехсменной работе также не приходится. Тот же Руснак заметил, что "предоставление слишком много денег Министерству обороны на закупку ВВТ, еще отнюдь не означает, что они будут полностью освоены отечественным оборонно-промышленным комплексом по ряду различных причин".

В-третьих, разрыв кооперационных связей с российскими предприятиями существенно подорвал и без того не слишком впечатляющие возможности украинского ОПК, а военно-техническое сотрудничество с западными странами и объявленный курс на импортозамещение ни в коей мере не смогли компенсировать эту потерю. 

В качестве примера можно упомянуть ГП "Луцкий ремонтный завод "Мотор", который, по словам  заместителя генерального директора ГК "Укроборонпром" по развитию Артура Херувимова "является хорошим примером реализации программы импортозамещения: предприятие уже производит собственными силами более половины деталей — 4385 с 7600 позиций запчастей, необходимых для капитального ремонта всех типов двигателей. На 2016 год планируется освоить еще 312 наименований".

К сожалению, для того, чтобы сделать неработоспособным такое сложное техническое изделие, каковыми являются ремонтируемые предприятием двухконтурные турбореактивные  двигатели АЛ-21, АЛ-31 и РД-33 для боевых самолетов Су-24М, Су-27 и МиГ-29, достаточно отсутствия всего одной детали. Понятны и катастрофические последствия ее отказы из-за окончания ресурса или невозможности замены. В среднем же по госконцерну еще летом прошлого года было объявлено о достижении лишь 30%-го уровня импортозамещения, после чего эта цифра больше не оглашалась, как и перечень, трудоемкость и себестоимость деталей, подлежащих постановке на производство на украинских заводах. 

О качестве ремонта военной техники после ее поступления в войсках звучат крайне нелицеприятные оценки, как и о надежности новых образцов, выпущенных украинскими заводами уже без российских комплектующих. Статистика министерства обороны свидетельствует о том, что по состоянию на 9 февраля "с начала АТО ремонтно-восстановительные бригады Вооруженных Сил и бригады государственных предприятий "дали вторую жизнь" около 43 тысячам единиц вооружения и военной техники, из которых более 40 тыс. вернули в строй ремонтно-восстановительные бригады Вооруженных Сил Украины". Как следует из этих цифр, менее 10% боевой техники было отремонтировано и восстановлено на ремонтных заводах, а подавляющее большинство таких операций пришлось выполнять на полях АТО армейскими ремонтно-восстановительными подразделениями в связи с ее отказами даже при отсутствии боевых действий.

Интересна и предполагаемая номенклатура закупаемого вооружения и военной техники. Планируется, что в этом году на вооружение Вооруженных Сил Украины, в частности, "поступят новейшие отечественные танки (видимо имеются в виду 18 БМ "Оплот") и модернизированные самолеты (речь идет о двух Ан-148-ЕА)".  

Кроме того, уже закупаются новые беспилотные летательные аппаратные комплексы "Фурия", автомобильная техника семейства КрАЗ (около 1000 единиц), техника для радиотехнических войск, инженерная и другая техника. комбинированные устройства выброса ложных целей для самолетов и вертолетов КУВ 26-50 и его модификаций, станции оптико-электронного подавления "Адрос", устройства временной синхронизации, геодезические комплексы, тепловизионные приборы, миноискатели и новые боеприпасы — 125-миллиметрового выстрела с управляемой ракетой (изделие 621).

Начаты заводские ходовые испытания двух строящихся для Военно-морских сил Украины малых артиллерийских бронированных катеров проекта 58155 "Гюрза-М", окончание которых возможно к концу года. Для ВМС планируют также приобрести морские средства поражения и гидроакустическую аппаратуру. Запланирована также закупка бронетранспортеров нового поколения БТР-3, БТР-4 и "Дозор-Б" с двигателями производства Германии, средств связи и управления, навигационной аппаратуры, технологий и материалов космической разведки (заключены контракты с израильскими компаниями).

Военнослужащие ВСУ. Архивное фото

Еще одним направлением государственного оборонного заказа является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Согласно поручениям Порошенко в 2016 г. должны быть обеспечены разработка и закупка ракетного вооружения в рамках проекта "Ольха", комплексов крылатых ракет на основе технических решений проекта "Нептун", новых образцов артиллерийских систем, высокоточных ракет и боеприпасов, противотанковых ракетных комплексов, новых средств автоматизации артиллерийских подразделений, автоматизированных комплексов разведки.

ГП "Антонов" поручено создание ударных беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, для Воздушных сил Вооруженных сил планируют разработку и закупку модернизированных самолетов Су-25 и Су-27, вертолетов Ми-8МСБ-В, создание нвого зенитного ракетного комплекса средней дальности, модернизацию существующих зенитных ракетных комплексов, средств радиолокации, станций оптоэлектронного подавления. 

Несмотря на многочисленные заверения о том, что приоритетом 2016 года станет "разработка новейших видов техники с привлечением иностранных партнеров", из текста распоряжения Кабинета министров Украины от 20 января 2016 № 19-р "Об одобрении Концепции Государственной целевой программы реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года" следует, что главной составляющей украинского ГОЗ на 2016 г. по прежнему останется ремонт и модернизация вооружения, военной и специальной техники. 

Так, распоряжением на первом этапе (2016-2017 гг.) предусматривается "обеспечение Вооруженных Сил, других образованных в соответствии с законами военных формирований восстановленным и модернизированным вооружением и военной техникой; подготовку к серийному производству отдельных вновь созданных, а также прочих образцов вооружения и военной техники в соответствии с задачами Государственной целевой оборонной программы развития вооружения и военной техники на период до 2020 года".

На создание новых и расширение имеющихся производственных мощностей в Госбюджете Украины на 2016 год Минэкономразвития предусмотрены бюджетные назначения в размере 785,18 млн. грн. Вероятно, часть этой суммы может пойти на финансирование порученного президентом "заказа на производство наиболее дефицитных видов боеприпасов".

Читайте также: Бунт в ВСУ. Очевидно, что люди с оружием малоуправляемые — Шабовта

В целом, можно предположить, что планирование и исполнение ГОЗ-2016 будет происходить примерно по той же схеме и графику, что и годом ранее, а противоречия между заказчиками и исполнителями, усугубленное растянутым финансированием, не позволит в полной мере реализовать все планы, которые будут корректироваться практически ежемесячно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня