Генеральный прокурор Виктор Шокин развеял слухи по поводу своего возможного увольнения. Он сказал, что никто из западных политиков не говорил с президентом Петром Порошенко о том, чтобы снять его с должности.
Тем временем подавший в отставку с поста министра экономики Айварас Абромавичус дал показания в НАБУ в качестве свидетеля. После этого он сообщил журналистам, что решения уйти с должности так и не изменил.
А в ВР зарегистрировали резонансный законопроект о реструктуризации обязательств граждан по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья. Напомним, что в документе предусматривается реструктуризация кредитных долгов 37 тысяч украинских семей. Отметим и тот факт, что проект разработан Минфином, НБУ и Независимой ассоциацией банков Украины.Однако принимать нужные законопроекты коалиции становится все сложнее. В понедельник стало известно, что еще один народный депутат — Егор Фирсов — покидает фракцию БПП. Напоследок он спрогнозировал, что фракция будет распадаться и дальше.
Эти и другие события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политолог, эксперт Аналитической группы "Левиафан" Валентин Гладких.
Генпрокурор Виктор Шокин отметил, что ни один политик с Запада не предлагал сместить его с должности. Действительно ли это так?
— Если кто-то думает, что президент США или канцлер Германии лично озабочены судьбой генпрокурора в Украине, то это завышенная самооценка. По поводу этого, пожалуй, персонально никто не говорил. Но мировые лидеры, которые являются партнерами Украины, делают очень много для того, чтобы страна, которая выбрала европейское будущее, все-таки начала двигаться по этому пути построения демократического, правового общества. А ГПУ является одним из ключевых звеньев в борьбе с коррупцией. Поэтому все претензии со стороны западных наших партнеров сводятся к одному: нам плевать, кто у вас сидит в парламенте, кто работает в ГПУ, как вы набирали патрульную полицию; нам бы хотелось, чтобы вы начали делать то, что обещаете, когда просите у нас деньги.
То есть, как это организовать, решают лидеры внутри Украины?
— Да. Западу безразлично, кто и как будет играть. Это позиция, грубо говоря, владельца клуба и главного тренера. Безусловно, когда происходят встречи, то украинские политики начинают жаловаться. Говорят, что мешает тот-то. Это называется играть грязью в волейбол. Так вот, если политическая элита 25 лет играла грязью в волейбол, то нет ничего удивительного, что украинцы и западные политики чувствуют душок от нее.
Могут ли западные партнеры от нас отвернуться из-за непродуктивности работы политической элиты?
— Думаю, что нет. Это заставит их немножко отрезветь. Потому что они должны понять, с кем на самом деле они имеют дело. Говорят одно, обещают другое, будет делаться третье, объяснять четвертое. Знаете, есть поговорка, что не нужно выносить сор из избы. Так вот, сор из избы выносить необходимо. Если этого не делать, то это будет не дом, а помойка. Поэтому, собственно говоря, и журналисты должны это делать, и общественные активисты.Абромавичус в качестве свидетеля давал показания в НАБУ. Как закончится история с его обвинением в адрес якобы "серого кардинала" БПП Игоря Кононенко?
— В публичной плоскости она закончится, как закончились множество других аналогичных историй в информационной сфере. О них просто забывали, потому что возникал новый информационный повод и внимание общественности переключалось на него.
Но НАБУ раньше не было.
— Все верно. Теперь есть — и это еще интересно. А когда туда начнут ходить сотни людей, то будет уже неинтересно. Это как процесс над Корбаном. Некоторое время это была топ-новость, об этом все говорили, писали, это было в фокусе общественного внимания. А потом об этом забыли. Есть такое выражение, что пресса — это четвертая ветвь власти. У нее есть огромный инструментарий влияния на общественное мнение. Поэтому очень важно, чтобы пресса постоянно информировала общество о том, что происходит во власти. Чтобы не было тайн, не было закулисья. Но и этого недостаточно. Ключевым фактором будет создание институционально развитого гражданского общества. Вот когда общество созреет до того, чтобы не только знать, что обещания не выполняются, но и делать из этого выводы и больше не доверять тем людям, которые не выполняют программы, тогда поменяется и статус власти. Есть определенные практики, которые или способствуют развитию государства, или ведут к его гибели. Если к власти пришли люди, которые хотят обеспечить себя деньгами и уехать из страны, то они будут делать то, что сегодня происходит в Украине. Бесконтрольно со стороны общества. Если люди думают — сейчас я буду прыгать на грабли, и они не будут меня бить по голове, то с большой долей вероятности можно предсказать будущее в таком случае. То же самое могу сказать о парламентской коалиции, о развитии экономики в Украине. Не надо думать, есть аналитики, которые анализируют — и все анализы основываются на закономерностях. Эти закономерности работают. А мы в Украине привыкли основываться на случайностях.
Запроса на изменение такой системы в обществе нет?
— Его становится все меньше. Потому что украинское общество все меньше становится обществом, в котором есть возможности как для профессионального саморазвития, так и для самореализации. Люди не хотят понять простую истину: если ты футболист, ты должен мечтать играть в Италии, если ты хоккеист, твоя мечта — играть в НХЛ. Этот выбор каждый делает для себя, но в высококонкурентной мире успеха достигают те, кто мало пьет и много тренируется, показывает лучший результат в соревнованиях. То же касается и соревнования экономического и политического. Ну а мы можем дальше обманывать себя, что украинцы просто трудолюбивые, очень хорошие, талантливые. Это не имеет никакого значения в глобальной конкуренции за место под солнцем. И люди не понимают — а почему возникла проблема с кредитами, о которых мы говорим, а почему обесценивается гривна? А ответ очень прост — перед тем, как что-то купить на мировом рынке, нужно что-то продать на мировом рынке. И проблема в том, что украинцы потребляют значительно больше, чем производят.Из фракции БПП вышел очередной депутат. Насколько это связано с падением рейтинга президента?
— Хочу несколько метафорически ответить на этот вопрос. Известный космолог и астрофизик Стивен Хокинг изучал черные дыры. Ни одно вещество оттуда не может выходить, поскольку сжимается под действием собственной гравитации. И долго не было понятно, что же дальше будет происходить с веществом. И вот Хокинг обнаружил феномен нейронного излучения. Несмотря на внутреннее давление, все равно происходят центробежные тенденции. Вот в БПП, в "Партии регионов", во всех других таких "черных дырах", которые пытаются чрезмерно много всего взимать, на определенном этапе также начинаются центробежные тенденции. То есть чрезмерная концентрация власти никогда ни к чему хорошему не приводила. В политологии эффективно работают только системы сдержек и противовесов. Это выглядит как жизнь змеи с черепахой. Если я ее укушу, то она меня утопит; если она меня утопит, то я укушу. И тогда они сотрудничают. Это называется точка равновесия. То есть когда существует оппозиция, которая пристально следит за тем, чтобы власть вела себя адекватно. Когда есть правоохранительные органы, которые следят за тем, чтобы люди работали честно. Когда есть служба безопасности, которая следит за тем, чтобы эффективно работали органы правоохранительные. И когда существуют независимые суды, которые знают, кто прав, а кто — нет. И когда мне сегодня рассказывают, что надо в ВР сосредоточить полномочия и судебной ветви власти, и прокуратуры, и СБУ, и милиции, то я за всем этим вижу только абсолютный бред.
Возможно, кризис в БПП раз и говорит о формировании системы сдержек и противовесов?
— Вряд ли. У нас уже есть несколько фракций, которые в коалиции выполняют функцию внутренней оппозиции. Это также инновация украинской политологии и политики — внутренняя оппозиция в коалиции. Это нонсенс. Когда депутаты выходят из фракции, если они такие последовательные, то должны оставлять мандат. Это называется принцип демократического централизма. А у нас это все выглядит так, словно крысы начинают бежать с корабля, который дал трещину. Они сейчас хотят прыгать в шлюпки и отгребать скорее к другому кораблю. Это цинично звучит, но это факт. Когда Лещенко, Залищук, Найем и другие давали согласие на то, что они идут по спискам БПП, они же брали на себя определенные обязательства. А теперь им что-то не нравится.Как влияют на украинский парламент такие перебежки?
— Уже никак. То, что пассажиры между собой перепрыгивают из каюты в каюту, слабо влияет на положение "Титаника" после того, как он встретился с айсбергом. Вот что сейчас происходит в парламенте украинском. Кто-то по инерции пытается ломиться в капитанскую рубку, кто-то грабит каюты пассажиров первого класса, а некоторые уже прыгают в шлюпки, отгребают к другому кораблю. Но судьба парламента уже решена.
Как вы расцениваете закон о реструктуризации кредитных долгов, который был зарегистрирован в ВР?
— Я понимаю, что банки в Украине, пользуясь полным произволом, могут и кожу содрать, но не надо смешивать грешное и праведное. Долги надо платить. Другое дело, каким образом урегулировать деятельность банков, то есть сколько банки действительно могут пытаться забрать у людей. Все это можно обсуждать. И среди всех проектов реструктуризации, пожалуй, это лучшее предложение. Конечно, если семья брала кредит для того, чтобы приобрести жилье, а не 500 квадратных метров "скромного" особнячка.Возможно, государство должно помочь людям и банкам, ведь оно обязано выполнять и социальную функцию?
— У государства нет денег. Деньги страны — это деньги налогоплательщиков. Те деньги, которые сегодня пойдут на компенсацию такой позиции безответственных заемщиков, должны пойти на пенсии, стипендии, гуманитарные проекты, образование, здравоохранение. Правда, они же могли быть и просто разворованы.
Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.
Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.