наверх
20.04.202407:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина – лидер среди стран экономической несвободы

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )1358132
Уже не первый год подряд представители исполнительной власти убеждают украинцев в том, что "реформирование страны идет полным ходом", мы "приближаемся к Европе", а стоит еще чуть-чуть подождать и Украину накроет волна иностранных инвестиций.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Реальность каждый день вносит свои коррективы и в стране продолжает царствовать экономический кризис.

Деятельность "самого прогрессивного" из подавших за последние полгода в отставку министров украинского правительства, а именно: министра экономического развития и торговли донельзя низко оценивается международными организациями, составляющих рейтинги различного рода активностей в странах мира.

Читайте также: Эксперты о проекте Кабмина "Прозрачный бюджет"

Так,  согласно ежегодно составляющемуся экономическому "Индексу несчастья", который обнародует агентство Bloomberg, украинская экономика второй год подряд остается в пятерке наихудших. Согласно оценкам экспертов агентства, из 63 национальных экономик, сравниваемых по двух ключевым макропоказателям, составляющим "Индекс несчастья", – росту инфляции и безработице, печальнее всего ситуация обстоит у Венесуэлы. Украина же занимает почетное второе место по числу наихудших оценок.

В "Индексе экономических свобод", который рассчитывается американским исследовательским институтом Heritage Foundation и изданием The Wall Street Journal, Украина уже второй год подряд занимает 162 место (всего оцениваются показатели 178 стран). Heritage Foundation включает Украину в группу стран с так называемой "подавленной экономикой", а его эксперты отмечают, что в настоящий момент украинская экономика наименее свободна в Европе.

Можно, конечно, не доверять ни экспертам Bloomberg, ни специалистам Heritage Foundation, ни обозревателям The Wall Street Journal и продолжать верить в сказки о "росте экономики" или "улучшении инвестиционного климата" в Украине. Но представители западных компаний привыкли доверять своим экспертам и ориентироваться на составленные ними рейтинги и индексы. А потому именно страной экономической несвободы будут воспринимать Украину любые потенциальные инвесторы. Это что касается внешних причин, из-за которых кризис будет продолжаться, а иностранных денег в стране не будет.

Одной из главных внутренних причин игнорирования зарубежными инвесторами всех прелестей вложения денег в Украину является процветающая в ней коррупция. С ней вроде как даже борются, принимая различные законы и создавая "бюро", "прокуратуры" и прочие "спецназы", обеспечиваемые носками по цене половины армейской униформы. Но замылить глаза потенциальным инвесторам не удается. Они уже не верят в антикоррупционную шумиху. Даже когда представители нашей страны приезжают на Запад и презентуют свои "достижения".

На очередном экономическом форуме в Давосе Украина традиционно предстала в личине Кисы Воробьянинова с его сакраментальным "же не ма па си жур". И действительно, куда как не на собрание представителей богатейших государств, корпораций и людей мира идти выпрашивать копеечку на пропитание. Вроде бы все логично, хотя и противно, когда руководство весьма значительной по численности населения, размеру и природным богатствам страны только и может проводить такую экономическую политику, что приходится побираться за рубежом.

В ответ на просьбу о "финансовой помощи", европейские и американские "толстосумы", выложившие уже не одну сотню миллионов долларов на поддержку демократии в Украине резонно заметили, что новая порция средств будет только тогда, когда появятся гарантии прекращения её разворовывания. Проще говоря, потребовали начать борьбу с коррупцией в органах власти, а не хвастаться имитаций бурной деятельности по PR-у такой борьбы.

Но вот незадача, бороться с коррупцией украинская власть явно не хочет. Так как это подрывает её (власти) экономические и политические основы. Обеспеченный гражданин, интересы которого защищены правоохранительной и судебной системами, будет требовать от властей, действовать именно на его благо. А это означает полный развал той системы, которая сформировалась в Украине после распада СССР.

Ведь что нужно сделать, чтобы коррупции стало меньше (полностью искоренить все равно не выйдет, так как это часть общественного договора)? Надо ликвидировать условия, при которых использование коррупционных схем не просто возможно, а более выгодно для всех участников процесса, чем их отсутствие.

Приведу два примера, чтобы было понятнее. Пример первый, как ликвидировать коррупцию в налоговой в течение суток:

— изменить Налоговый Кодекс так, чтобы в нем осталось 4-5 налогов;

— финансовый, бухгалтерский и налоговый учет должны стать одним целым, а не тремя разными системами учета;

— оставить сотрудникам налоговой только две функции – фиксации факта уплаты налога (в электронном виде) и помощь налогоплательщику в заполнении налоговой декларации;

— налоговую полицию – ликвидировать и на ее месте с аналогичными функциями ничего не создавать.

А как же контроль? А контроль – через суд. Появились у инспектора подозрения об уклонении от уплаты налогов – оформляй свои претензии в иск и иди в суд. Тот запустит процедуру проверки, а проверять будет… МВД (или прокуратура). Да, точно с таким же иском могут в суд обратиться не только инспектора. Не оправдались подозрения? – тот, кто подавал иск автоматически оплатит и судебные издержки и штраф за беспокойство в пользу предприятия. И здесь уже возникает другой вопрос: "а что делать с коррупцией в судах и т.д.?", но каждый такой вопрос имеет свой ответ. Причем такой же простой, как и в случае с налоговой.

Пример второй, как заставить исчезнуть все конвертационные центры в течение нескольких суток:

— позволить предприятию, после уплаты налогов, распоряжаться деньгами со своего счета так же просто, как ими распоряжается частное лицо;

— снять все ограничения, наложенные НБУ на операции с наличностью (гривневой и валютной), а также все ограничения на покупку/продажу валюты.

И такие центры – исчезнут. Кроме того, исчезнут и схемы обналичивания, так как они станут экономически не выгодны. Исключения могут быть разве что в 100%-но криминальных расчетах, но они, по сути, к коррупции напрямую не относятся. Это другой вид преступной деятельности.

В обоих примерах есть несколько условий, без реализации которых ничего из выше описанного в плане ликвидации коррупции не произойдет. Два основных, это – неизменность принимаемых законодательных и административных изменений в течение нескольких десятилетий и доверие к органам власти выше 50%. Иначе – не сработает.

P.S. Нет смысла плодить новые органы по борьбе с коррупцией. Увеличение их числа только усилит её влияние на все стороны жизни в стране. А дальнейший рост коррупции украинская экономика может просто не выдержать и ответь на это полным коллапсом.

Самое читаемое
    Темы дня