наверх
16.12.201820:54
Курсы валют НБУ
  • USD27.84- 0.03
  • EUR31.41- 0.27

"Южмаш". На смерть титана

(обновлено: )122003211
В результате последних инициатив крупнейшее ракетостроительное предприятие Украины может потерять не только заказы, но даже собственное имя.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Украина все годы независимости позиционировала себя в качестве одной из немногочисленных космических держав. Этому, в значительной степени, способствовало богатейшее советское наследие, которое олицетворяло ГП "ПО Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова", одно из крупнейших предприятий Украины по производству космических ракет-носителей семейств "Зенит" и "Циклон".

Без "Зенита"

Помощник генерального директора "Южмаша" по общим вопросам Владимир Ткаченко сообщил, что "80 процентов выручки "Южмаша" – это была ракета-носитель "Зенит". Как известно единственным заказчиком ракет этого семейства выступала до последнего времени Россия, осуществляющая их пуски в рамках проектов "Морской старт" и "Наземный старт".

Вначале ЮМЗ вместе с КБЮ принадлежало 15% акций "Sea Launch", которые после реорганизации в 2010 г. перешли под контроль компании "Energia Overseas Limited" — "внучке" российской корпорации "Энергия". В августе 2014 г. консорциум объявил о приостановке запусков в рамках программы по снижению расходов во избежание ожидаемого дефицита пусковой программы, одновременно прекратив и закупку новых "Зенитов".

В том же 2014 г., в результате известных событий, произошел разрыв сотрудничества и в рамках "Наземного старта". В результате планировавшийся Роскосмосом еще в июле 2015 г. запуск предпоследнего имеющегося в наличии "Зенита" с космическим аппаратом "Электро-Л" перенесен на 11 декабря, но и эта дата уже оказалась под вопросом. Второй, теперь уже последний доставленный на космодром "Зенит", должен в 2017 г. отправить в космос научную обсерваторию "Спектр-РГ", но без участия представителей завода-изготовителя, то есть ЮМЗ, осуществить его запуск в рамках действующих нормативных документов невозможно. Заказывать днепропетровцам в сложившейся ситуации новые "Зениты" стоимостью более 30 млн. долл. каждый, разумеется, никто не будет. В связи с этим уже по итогам в 1-ого полугодия 2015 г. объемы реализации продукции на "Южмаше" сократились на 70%.

Без "Циклона"

24 июля 2015 г. президентом Федеративной Республики Бразилия Дилмой Руссефф был подписан декрет №8.494 о денонсации Договора между ФРБ и Украиной о долгосрочном сотрудничестве по использованию ракеты-носителя "Циклон-4" на пусковом центре Алкантара, подписанного сторонами в г. Бразилиа 21 октября 2003 г. Этому решению предшествовало заключение группы экспертов, которые посчитали, что проект, в который Бразилия уже инвестировала свыше 330 млн. долл., будет приносить убытки стране на протяжении, по меньшей мере, 20 лет.

Первый запуск "Циклон-4" с бразильского космодрома Алкантара был запланирован на 2011 г. В реальности в том году на пусковом центре только начались работы по сооружению наземного комплекса. В 2012-2014 гг. Украина отправила в Бразилию морским путем три партии технологического оборудования наземного комплекса, созданного собственными силами. С марта 2013 г., в результате прекращения финансирования со стороны Бразилии, строительные работы на наземном комплексе "Циклон-4" были остановлены и с тех пор не возобновлялись. Так как новая ракета-носитель "Циклон-4" была создана в Украине при помощи заемных средств, обслуживание кредитных ресурсов, привлеченных для реализации проекта, обошлось бюджету Украины только в этом году в сумму 1,427 млрд. грн. Кроме того, согласно постановлению кабинета министров Украины № 53 от 30 января 2012 г., у России были выкуплены хранящиеся там шестнадцать старых "Циклонов-2", которые после установки на них третьих ступеней должны были превратиться в новенькие украино-бразильские ракеты-носители "Циклон-4".

Итог всем этим маневрам подвел Эдуард Кузнецов, бывший в 1995-2010 гг. заместителем Генерального директора Национального космического агентства Украины: "После двухлетнего периода туманных обещаний и неискренних переговоров бразильская сторона объявила о своем решении, которое приняла значительно раньше… У нас с Бразилией "брак" не сложился".

Без "Южмаша"

7 Августа 2015 г., за две недели до своего увольнения по собственному желанию, тогдашний председатель Государственного космического агентства Украины Олег Уруский объявил о предстоящей реорганизации "Южного машиностроительного завода" и КБ "Южное": "До конца года в Украине может появиться космический центр "Южный", который планируется создать путем реорганизации и объединения днепропетровских предприятий "Южмаш" и конструкторского бюро "Южное".

Предполагалось, что проект реорганизации уже в сентябре будет вынесен на рассмотрение правительства. Сам процесс слияния и его предполагаемые результаты Уруский описал следующим образом: "В процессе реорганизации мы планируем осуществить аудит и КБ "Южное", и самого завода. Будет проведена инвентаризация всего имущества, выделение непрофильных активов и далее формирование единой компании, как это есть во всем мире. И далее мы должны прийти к единой компании – ракетно-космический центр "Южный", уже с новым целостно-имущественным комплексом, с новым менеджментом".

Читайте также: На "Южмаше" нет никаких проблем – представитель профсоюза

Пришедший ему на смену Любомир Сабадош также не придумал оригинального пути спасения "Южмаша". Уже 13 ноября 2015 г. появилось официальное сообщение о подписании соответствующего соглашения о том, что КБ "Южное им. М. К. Янгеля" и ЮМЗ приступают к подготовке создания объединенной структуры для "преодоления кризисной ситуации, сложившейся в ЮМЗ, путем поэтапного объединения предприятий". Целью слияния, как было заявлено, станет "преодоление кризисной ситуации ЮМЗ" путем "оптимизации и первоочередной модернизации производственно-экспериментальной базы ЮМЗ с учетом соответствующей инфраструктуры КБЮ". Авторы документа исходят из того, что "КБЮ ведет активную деятельность на международном рынке и имеет существенный портфель текущих и перспективных заказов, которые могут обеспечить дополнительную загрузку ЮМЗ и поддержку в процессе стабилизации". Что мешало "обеспечить" такую загрузку в предыдущие 25 лет предприятиям, находящимся на одной территории Днепропетровска, да еще и под мудрым руководством специально сформированного государственного органа – ГКАУ, и почему их формальное объединение приведет к экономическому чуду, разработчики плана объяснить не удосужились.

Вот и получается, что уже в ближайшей перспективе в результате столь популярных у "эффективных менеджеров" процессов "слияний и поглощений" украинский машиностроительный гигант останется не только без профильной продукции – ракет-носителей "Циклон" и "Зенит", но даже и без собственного названия…

Самое читаемое
    Темы дня