наверх
24.04.202414:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Пастернак и Горовиц. Смотрите и трепещите – это декоммунизация!

На металлолом. Украина против советских памятников. (688)

(обновлено: )163391
Накануне в украинских СМИ появилась стыдливая информация: в столице неизвестные сняли мемориальные доски, посвященные Борису Пастернаку и Владимиру Горовицу, а еще одну табличку, посвященную "большевикам 1918 года" разгромили кувалдами.

Роман Степняк

В департаменте благоустройства городской администрации утверждают, что обратились в полицию с требованием найти виновных.

Мнение городских властей в данном контексте меня, в частности, мало интересует. В крайнем случае, хотелось бы отнести их к соучастникам преступления. Ведь именно из этого здания на Крещатике недавно вышел документ, в котором фигурировал список 79 мемориальных досок, которые подпадают под законы о декоммунизации и должны быть демонтированы. Точка. Кто это должен сделать – неизвестно, конкретного распоряжения с бюрократической преамбулой, начинающейся словами "во исполнение…", пока не обнародовано.

Вот "неизвестные" этим и занялись. По собственной инициативе. Скорее всего, никого не поймают, потому что если вандалы даже придут с повинной, по тем же нормам декоммунизации их следует поощрить.

Но вот факты, которые вряд ли ведомы современным экстремистам.    

Киевские истоки великого романа

10 февраля 2015 года в Киеве отметили 125-летие со дня рождения Бориса Пастернака. К мемориальной доске от имени столичной общественности были возложены цветы. Именно здесь, в доме №9 по улице Чапаева, Борис Пастернак не раз останавливался у своего друга, профессора Киевского университета Евгения Перлина. В этот же день в Киеве состоялся тематический кинолекторий "Сестра моя – жизнь", в рамках которого были представлены документальный биографический фильм о Борисе Пастернаке и фрагменты экранизаций романа "Доктор Живаго", за который в 1958 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Украинцам Пастернак еще запомнился гениальными переводами Ивана Франка и Тараса Шевченко.

Мемориальная доска в честь поэта Бориса Пастернака в Киеве

Память о великом писателе интеллигентный Киев чтил даже в годы глубокого застоя, когда в стране советов от Ужгорода до Владивостока была расхожей фраза: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Несколько лет назад в "Музее одной Улицы" проходила выставка "Роман Бориса Пастернака". Выставка рассказывала о жизненном пути поэта от рождения до смерти, творчестве его родителей, коренных одесситов, его учебе в Марбургском и Московском университетах, о друзьях и недругах, об отношениях с властью и знаменитом разговоре со Сталиным, о кризисе и возрождении, о любви к женщинам.

На открытие выставки был приглашен внук знаменитого поэта – художник Петр Евгеньевич Пастернак. Оказывается, что именно в Украине, в Ирпене под Киевом далеким летом 1030 года Бориса Пастернака встретил Зинаиду Нейгауз, что переменило всю его жизнь и отразилось в посвященной ей стихотворной книге и дало начало его многолетней работе над романом, позднее получившем название "Доктор Живаго".

Музыкант с непредсказуемым талантом

Владимира Горовица называли самым непредсказуемым музыкантом современности, королем пианистов всех времен. Он родился в Киеве 1 октября 1903 года. Хотя о киевском периоде его жизни известно немного, но именно здесь он сформировался как личность, получил музыкальное образование. Первые уроки игры на пианино были даны ему мамой. В 9-летнем возрасте он начал заниматься в Киевской консерватории у Сергея Тарновского и Феликса Блюменфильда. В десятилетнем возрасте он знал наизусть все произведения Вагнера.

В 1917 году семья Горовица, в результате большевицкого переворота, достаточно состоятельная по тем временам, потеряла все, включая фортепиано. Владимир продолжал учиться в консерватории, давая концерты для того, чтобы заработать денег на жизнь себе и родным. Первыми слушателями пианиста были киевляне, а также харьковская и одесская публика. А потом он имел фантастический успех в Москве и Ленинграде. Горовиц покинул Киев навсегда уже сложившимся пианистом, а за границей сделал блестящую карьеру.

В 1933 году Горовиц женился на дочери всемирно известного дирижера, Ванде Тосканини. С тех пор музыканта приняла в свой круг американская аристократия. Он имел все, кроме своей семьи. Мать умерла вскоре после его отъезда из Советского Союза, а отца отправили в ГУЛАГ. Его любимая сестра Регина до конца своей жизни скромно преподавала музыку в Харьковской консерватории, хотя Владимир вспоминал, что она была еще лучшим пианистом, чем он сам. Печальные вести с родины, и, в дополнение, ощущение, что поверхностная американская публика не способна понять внутреннюю ценность музыки, которую он играл, стали причиной депрессии. В течение 12 лет маэстро не дал ни одного концерта, а когда в 1965 году опять вышел на сцену, критики назвали это невиданным триумфом.

С 1985 года начинается последний период выступлений Горовица. После длительного перерыва 83-летний Маэстро приехал в Москву. В Киев он не мог приехать: стояла чернобыльская весна 1986 года. В Советском Союзе он не застал никого из родных: его братья Григорий и Яков погибли молодыми, мать умерла, отец исчез в годы репрессий, сестра не дожила до приезда брата.

5 ноября 1989 года Владимир Горовиц умер. Его похоронили в фамильном склепе Тосканини в Венеции. Начиная с 1995 года, в Киеве регулярно проходил Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Последний раз конкурс состоялся в 2013 году.

Мир, похожий на "ИГИЛ"

К сожалению, времена, когда на Украине чтили гениев, не ассоциируются с сегодняшним днем. Мнения экспертов насчет "табличного" вандализма разделились. Одни полагают, что это дело рук идейных экстремистов, кинувшихся исполнять решение городских властей. Другие считают, что под предлогом декоммунизации активизировались сборщики цветных металлов, которые на этом пополняют свой бюджет. Мне наиболее насущной представляется третья версия: барельефы известных личностей, которые давно вошли в пантеон деятелей культуры планетарного масштаба, уже стали исторической ценностью и пользуются с просом в частных коллекциях.

Дом №9 по улице Чапаева в Киеве, где Борис Пастернак не раз останавливался у своего друга, профессора Киевского университета Евгения Перлина

В этой связи нельзя не привести примеры с другого мира, где так же на фоне идеологической нетерпимости проходит разграбление всемирного культурного достояния. Вспомним "Аль-Каиду", которая совсем недавно рушила святыни древнейших культур в Афганистане, а теперь государство "ИГИЛ", уничтожившие памятники Древней Месопотамии в сирийской Пальмире, или иракском Нимруде. Да, дворцы и скульптуры боевики взрывали и крошили, однако наряду с этим ценнейшие артефакты из этих мест уже появились на черном рынке и в частных коллекциях. Оценить этот рынок почти невозможно — это все очень закрыто, владельцы которых не то что не назовут суммы, которые потратили на их приобретение, но и вообще никогда никому их не покажут.

Конечно, сравнение в чем-то хромает. Но нигилизм, которым пронизана идеология декоммунизации, поражает сходством с дремучими и агрессивными взглядами исламистов. Наряду с безобидными изваяниями "большевиков 1918 года" под кувалды отечественных "игиловцев" попадает и фигура Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, и всемирно известного пианиста Владимира Горовица. Исторических фигур, причастностью к талантам которых может гордиться любая нация мира!

Сегодня память о них вандалы готовы переплавить на металлом. Или разбирать на сувениры. Уподобляясь варварам темных веков. Это – полная декоммунизация…

Самое читаемое
    Темы дня