Диана Михайлова, независимый военный эксперт
Рождение или реинкарнация?
Формальная дата создания так называемого "Исламского государства" — Халифата хорошо известна. 29 июня 2014 года всемирный халифат с шариатской формой правления был провозглашен в сирийском городе Эр-Ракка, который считается его фактически столицей, хотя это и не совсем верно. Последним слагаемым в формировании, по сути государственной структуры, явились громкие победы над иракскими войсками, подготовленными специалистами США, в результате чего сформированная 9 апреля 2013 года организация "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) захватила огромные материальные ценности в банках второго по величине города Республики Ирак — Мосуле, взяла под контроль нефтяные месторождения на северо-западе Ирака и северо-востоке Сирии, а также приобрела колоссальные военные трофеи разгромленной иракской армии. Халифом был провозглашён шейх Абу Бакр аль-Багдади, очень своевременно выпущенный после многолетнего заключения на американской базе Гуантанамо, и принявший имя халифа Ибрагима.
Имеющаяся информация свидетельствует, что в создании предшественников халифата принимали участие террористические группировки "Аль-Каида", которые вместе с рядом других подобных более или менее известных исламистских организаций 15 октября 2006 г. объявили о появлении "Исламского государства Ирак". Впрочем, все известные организации, которые в прошлом или в настоящее время имели отношение к структурам, из которых родился халифат, в зависимости от своего масштаба использовали методы индивидуального террора или массового геноцида и вели свое происхождение от низкорослого гражданина Саудовской Аравии, ставшего всемирно известным под именем Усама бен Ладен, и основателя движения "Братья-мусульмане" Сайида Кутба, которые организовали и профинансировали набор и подготовку мусульманских добровольцев-моджахедов для участия в боях против советских войск Афганистане. Эту же задачу и в тот же самый период решали спецслужбы западных государств и прежде всего США.
Об изменениях, преобразованиях, переименованиях созданных в результате боевых организаций, можно писать целые тома, неизменным остается лишь их жесткая спайка с силовыми структурами ряда государств, входящих в G-20, которые до последнего времени обеспечивали в своих интересах финансирование и поддержку этого, ставшего совершенно универсальным, инструмента террора.
Исламский Халифат или исламское государство?
Считается, что Халифат - это международная исламистская суннитская организация, действующая на территории Сирии и Ирака, которая после взятия под частичный контроль территорию "суннитского треугольника" общей площадью до 90 тыс. км² и населением до 8 млн. человек, фактически с 2013 года существует как хотя и непризнанное, но вполне жизнеспособное квазигосударство. Основной закон гласит, что мусульмане обязаны соблюдать все законы шариата, а неверные — кяфиры — являются воплощением дьявола и должны быть либо уничтожены, либо обращены в рабство. ИГ ввело практику повсеместного доносительства среди населения. Открыты школы для детей, в которых воспитывают будущих "воинов Аллаха", зачастую насильно забрав их из семей. Ведется и хозяйственная деятельность: восстанавливается инфраструктура захваченных городов и населенных пунктов, которая была в плачевном состоянии при правлении властей Ирака, многие люди на подконтрольных территориях получили чистую воду, электричество, горючее, интернет и многие другие блага. Снова открылись больницы, не работающие со времён иракской войны, введена собственная валюта — золотой динар, заработали предприятия по добыче энергоносителей и производству.
Несмотря на то, что в результате продолжающихся боевых действий, к которым подключились Россия и Иран, размеры ИГ несколько сократились, оно продолжает функционировать, ведя фактически четыре войны одновременно — с Дамаском, Багдадом, курдами и неподчиняющимися халифату многочисленными отрядами исламистов разного толка и так называемой сирийской оппозиции всех мастей и вероисповеданий, включая братьев-суннитов, что вызвало обоснованные сомнения в чисто религиозных мотивах самопровозглашенного государства. Заявление одного из руководителей ИГ Абу Тураба аль-Мукаддаси о том, что "С соизволения Аллаха, под руководством нашего шейха аль-Багдади мы разрушим Каабу и убьём тех, кто поклоняется камням в Мекке. Люди идут в Мекку не ради Аллаха, а ради того, чтобы коснуться камней", также плохо вязалось с основными положениями Ислама.
Не менее неожиданным оказалось и объявление целого ряда иностранных членов группировки о том, что "они не нуждаются в гражданстве", после чего публично разорвали или сожгли свои паспорта Саудовской Аравии, Иордании, Турции и даже некоторых европейских стран. Не является секретом, что "всемирному халифату" присягнули разномастные террористические и откровенно уголовные группировки и организации, выступавшие против действующей законной власти, в самых разных точках планеты. Так, помимо мобилизации населения Ирака и Сирии, в халифат начали стекаться боевики и религиозные фанатики со всего мира, что позволило довести военную группировку до 50-80 тыс. человек.
Учитывая информацию о том, что "халиф Ибрагим", по сути, является лишь публичной фигурой, а реальная власть в халифате принадлежит бывшим генералам армии Саддама Хусейна, чисто религиозная ориентация ИГ становится еще более сомнительной. Под вывеской "правоверного исламского государства" скрываются профессиональные военные, подготовка которых проходила в США, Европе и СССР, имеющие боевой опыт, исчисляющийся уже десятилетиями, и давно освободившиеся от каких-либо религиозных, культурных или человеческих условностей. Имея тяжелое вооружение, проданное Ираку США и западноевропейскими странами, а также остававшиеся в регионе запасы советского оружия, располагая колоссальной базой человеческих ресурсов из беднейших стран мусульманского мира, получив доступ к значительным валютным средствам в результате контрабанды нефти и захвата банков, хорошо организованный ими "халифат" превратился в кошмар для всех без исключения государств не только Ближнего Востока, но и практически всего мира.
Состояние и перспективы
Ежемесячно, по данным американских спецслужб, к организации присоединяется около тысячи иностранных добровольцев, а общее число иностранцев, воюющих на стороне халифата уже составляет не менее 20 тыс. человек. На его стороне в Сирии и Ираке действуют представители из 80 стран мира, включая Францию, США, Канаду, Германию и Россию, не говоря уже о традиционно исламских государствах. Источники спецслужб подтверждают, что "в каждой западной стране есть крупные подпольные группы ИГ, цель которых заключается в дестабилизации обстановки в европейских странах и организации серии терактов, если будет приказ". Именно поэтому, первыми подозреваемыми в любом теракте, в том числе катастрофе рейса "Когалымавиа" над Синаем и "черной пятнице" в Париже, становятся представители ИГ, что весьма удобно для маскировки истинных виновников и реальных заказчиков.
В октябре 2015 г. ИГ распространило аудио-обращение одного из лидеров исламистов аль-Аднани, в котором объявило джихад — священную войну России и США. По его версии, американцы пригласили в Сирию Россию и Иран для совместной борьбы с боевиками, так как ослабели в боях, что, однако, не спасет всех, кто будет противостоять бойцам ИГ, от поражения. Учитывая серьезный медийный уровень работы ИГ, (чего стоит только транслируемый уже несколько лет телевизионный сериал "Звенящие клинки"!) вопросы пропаганды и агитации, равно как и дезинформации, занимают не последнее место в политике халифата. Практически ничего из распространяемых видео- и аудио-обращений от его имени не стоит воспринимать как полезную информацию. В лучшем случае, ее анализ и постобработка позволяет отфильтровать некоторые полезные, но обрывочные сведения.
Реальная деятельность и цели ИГ в его нынешнем виде весьма далека от провозглашаемых исламских ценностей. Источником финансирования группировки являются доходы от криминальной деятельности её членов (грабежей, выкупов, полученных после взятия заложников и т. д.), ограбления подконтрольного населения под видом "налогов", контрабанда исторических ценностей, нефти, внутренних органов, оружия и наркотиков, а также "работа по заказам". В результате по оценке журнала Forbes, общий бюджет организации сравним с бюджетом крупной транснациональной корпорации и составляет около 2 млрд. долл. в год. По данным главы Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков Виктора Иванова, ежегодный доход ИГ от транзита афганского героина в Европу составляет до миллиарда долларов.
Таким образом, ИГ прочно занял место смертоносного инструмента планетарного масштаба, способного решить любые задачи самыми изощренными силовыми методами, так хорошо продемонстрированными в сериале о Джеймсе Бонде. В принципе, это квазигосударство можно сравнить с современной версией пиратской вольницы, существовавшей на протяжении многих веков в Атлантике, Средиземном и Карибском морях, корсарами, состоявшими "на секретной службе ее величества", и туземными армиями, при помощи которых Британская Империя и ее наследники из-за Атлантического океана успешно поддерживали колониальную и неоколониальную империи. Последним таким проявлением стали так называемые "сомалийские пираты", результат деятельности которых уходил корнями в крупнейшие банки Великобритании и США. Иногда они устраивали бунты, иногда обсчитывали хозяев, но почти никогда не могли одержать верх над теми, кто и создал это инструмент террора и отъема материальных ценностей, и оставался неизвестным даже для них самих.