наверх
25.04.202415:08
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Небоевые потери Су-25: воздушное хулиганство, показуха, смерть

(обновлено: )10623358
Информация о двух катастрофах штурмовиков Су-25 с украинскими летчиками – в далеком Чаде и неподалеку от Запорожья пришла почти одновременно, совпали и их причины.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Бурное обсуждение в украинских средствах массовой информации и блогосфере началось буквально через час после катастрофы штурмовика Су-25, разбившегося 11 ноября в районе с. Терновка Вольнянского района Запорожской области неподалеку от 255-го км автомобильной трассы Харьков-Симферополь. Обсуждали буквально все: и личность погибшего летчика – 23-хлетнего старшего лейтенанта Егора Большакова, уроженца г. Симферополь, и необъяснимую скорость получения очередного воинского звания, получение допуска к самостоятельным полетам на типе, имея общий налет около двухсот часов, этическую сторону службы крымчанина в украинской армии и нарушение летных традиций о запрете съемки перед вылетом. Как стало известно, он сделал фотографии перед вылетом, да еще и на фоне машины, опубликовав их за сутки до гибели на своей странице в Facebook.

Смотрите фотоленту: Место падения Су-25 под Запорожьем

Летные приметы сбылись, несмотря на наличие оберига-вышиванки на экипировке молодого летчика.

Егор Большаков. Последнее фото на фоне Су-25

Между тем, мало кто обратил внимание на появившийся буквально накануне на страницах профильного издания Воздушных сил Украины некролог, связанный с гибелью другого украинского летчика-штурмовика, четыре года назад возглавлявшего ту же 299-ую бригаду тактической авиации и по-прежнему поддерживавшем с ней тесную связь.

Некролог, связанный с гибелью украинского летчика-штурмовика

Полковник запаса Сергей Ищенко, возглавлявший бригаду еще до того, как выпускник летного факультета Харьковского университета воздушных сил им. И.Н. Кожедуба в августе 2014 г. прибыл в нее для дальнейшего прохождения воинской службы, погиб 1 октября 2015 г. в авиакатастрофе штурмовика Су-25 в Республике Чад. Судя по рассказам местных наблюдателей "на пилотаже 20 км от точки вошёл в землю под углом тридцать градусов". Летчик так же, как и Большаков, выполнял сложный пилотаж на предельно малых высотах…

Полковник Сергей Ищенко, бывший командир 299-ой БРТА, погибший 1 октября 2015 г. он погиб в авиакатастрофе штурмовика Су-25 в Республике Чад

Обе трагедии, произошедшие с интервалом около месяца, не только имеют много общего, но и раскрывают достаточно неприглядную ситуацию, сложившуюся за последние два года в среде профессиональных защитников неба Украины.

Смотрите видео: Крушение штурмовика под Запорожьем: комментарии очевидцев

С недавних пор сеть буквально переполнена видеороликами, демонстрирующими полеты украинских штурмовиков Су-25, истребителей МиГ-29 и даже транспортных Ил-76 (!) на предельно малых высотах. Чего только стоит появившийся менее чем за месяц до катастрофы 19 сентября 2015 г. видеоролик с красноречивым заголовком "На беспредельной высоте — Грачи (Су-25). Николаев — Мелитополь!".

Скриншот из видео, опубликованного 19 сентября 2015 г.

Не менее красноречивым оказалась и видеозапись, опубликованная 3 ноября 2015 г., всего лишь за неделю до катастрофы: "Su-25 Ukrainian air force low pass. Пролет на малой высоте – Су-25 украинских ВС".

Скриншот из видео, опубликованного 3 ноября 2015 г.

Среди восторженных комментариев к видео, остался и один, сделанный в тот же день более здравомыслящим или опытным специалистом: "До первой вороны. Потом, 100 человек будут этого джигита по пакетикам собирать…". На другой день 4 ноября после публикации видео воздушного хулиганства, в том же Николаеве 299-ая бригада тактической авиации отметила 39-ую годовщину со дня своего основания, а ее командир полковник Александр Дякив рассказал, что "Летчики имеют хорошую подготовку и неоценимый опыт участия в боевых действиях. Во время участия в Антитеррористической операции бригада понесла потери в технике. Однако, к счастью, необратимых потерь нет – ни один воин не погиб". Как говорится, накаркали…

Впрочем, как следует из тех же видео, у николаевской бригады был вполне реальный шанс лишиться и всей оставшейся авиационной техники.

Скриншот из видео, сделанного на аэродроме Кульбакино 14 октября 2015 г.

Для всех заснятых на видео полётов характерна работа на камеру и настойчивое приобретение отрицательных навыков пилотирования, отсутствие реакции на которые летных начальников и службы объективного контроля породило также и атмосферу вседозволенности. При таких условиях катастрофа была лишь вопросом времени, и неудивительно, что в нее попал летчик первого года после выпуска, не получивший даже 3-го класса, не имеющий ни налёта, ни опыта, зато уже ощутивший себя чуть ли не Валерием Чкаловым, который пролетел под мостом над Невой. В качестве моста на это раз выступила линия электропередач в 750 кв, от столкновения с фазовыми проводами которой киль Су-25 срезало, самолет разрушился, задрал нос и столкнулся самолёта с землёй из-за потери работоспособности лётчиком. Причиной столкновения с проводами ЛЭП явилась недостаточная подготовка к полётам в штурманском отношении, переоценка собственных сил.

Данные недостатки явились следствием неудовлетворительной работы командно-инструкторского состава, отсутствие анализа качества выполнения полётов молодым лётным составом, отсутствие навыков в полётах на ПМВ и неграмотная провозка в контрольном полёте.

Понятно, что военных летчиков готовят не для мира. Понятно и то, что украинские военные летчики не имеют ни единого шанса противостоять военно-воздушным силам сопредельных государств-членов НАТО и ОДКБ. Вот и остается только заниматься воздушным хулиганством на показухах, бомбить мирных сограждан да плохо вооруженных африканцев, хотя даже и в этих случаях для них все заканчивается фатально…

Самое читаемое
    Темы дня