наверх
29.03.202410:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Рейтинг неудачных реформ Украины

(обновлено: )2256111
Реформы забуксовали, и это признают уже и центральные органы власти. Эксперты уверены, что в рамках реформирования всех госорганов необходимо провести полную замены состава чиновников и включить максимальный контроль за работой власти.

Эксперты и активисты все чаще говорят о том, что реформы в Украине проводятся крайне неубедительно. Причины называются самые разные — от непродуманной концепции развития государства до откровенного саботажа со стороны чиновников.

Наиболее успешной на данный момент стала часть реформы МВД, которая привела к созданию полиции. Также эксперты отмечают увеличение уровня боеспособности армии, хотя в эту сферу неоценимый вклад внесли волонтеры и общественность.

Почему центральным органам власти не удается довести до конца хотя бы одну из начатых реформ, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил Валерий Пекар, член Национального совета реформ, соучредитель гражданской платформы "Нова Країна".

Как изменилась Украина за последний год, на протяжении которого проводятся реформы?

— Мы идем в будущее, причем из прошлого. Мы идем из прошлого, которое было олигархическим, неофеодальным, клановым, в будущее, которое мы видим по-разному, но все видят там Украину независимым государством, все видят себя богатыми, счастливыми и здоровыми. И теперь вопрос — насколько мы активно туда идем. Если посмотреть на Украину по состоянию на март 2014 года, то это типичная страна, в которой не сложилось — правительства нет, народа, в принципе, тоже нет, потому что половина народа — за одного, половина — за другого, огромный раскол, который вот- вот должен перерасти во что-то, не дай Бог, большее. Армии нет, денег нет. Зато за полтора года мы в Украине создали мощную армию, добились макроэкономической стабилизации, и можно утверждать, что экономика прошла нижнюю точку.

То есть худшие времена для экономики уже позади?

— Если брать макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом, то мы уже пошли вверх. Если смотреть на благосостояние каждого отдельного предприятия и каждой отдельной семьи, то там еще ничего не видно. То есть одна из самых важных вещей в реформах — реформа должна дойти до каждого человека, до каждой семьи. Пока этого нет.

Так произошло из-за неудачных реформ?

— Знаете, есть люди, которые говорят, что реформы во время войны невозможны. Но именно во время войны, именно во время кризиса, когда все плохо, и надо делать реформы, так как реформы — это лечение. Первый вопрос — это судебная справедливость. Для нас справедливость означает независимый суд, мы же знаем, что суд считается одним из самых коррумпированных институтов в стране. Второе — налоговая реформа, так как она приводит к экономическому росту. И третье — реформа государственной службы, ведь люди недовольны услугами государства. Эти три ключевые вещи фактически обобщают то, что нам нужно сделать в ближайшее время.

Проводятся ли эти реформы сейчас?

— Если мы посмотрим, как какая реформа движется, мы увидим, что почти все реформы оказались где-то на рубеже 50-60%. Национальный совет реформ может померить только изменения на верхнем уровне, принятия соответствующих законов, постановлений, нормативных актов, создание новых специальных органов. А внедрение этих реформ на нижнем уровне посчитать нельзя, потому что мы не знаем, что там происходит. И именно это является сегодня первым приоритетом всех активных граждан.

Какие реформы проходят более удачно?

— Мы полиции доверяем. Также это новая армия. Эти два хороших примера должны нам показать, что нужно для успешности реформ. Это совершенно новые отношения и совершенно новые люди. Не ремонтировать надо старую систему. Все равно ее отремонтировать не удастся. Не пробовать сделать что-то со старыми людьми. Их надо отправить работать в другое место. Набрать новых людей. Дать им новые средства, новые правила, новые отношения, научить их по-новому жить. И важно, чтобы эти люди были извне. Чтобы эти люди были с другими ценностями. Вот суды — мы не верим, что можно судьям доверить между собой узнать, кто из них более, кто менее коррумпирован, между собой решить, кто остается, кто уходит. Мы верим в то, что всех судей надо уволить и набрать новых. Или в стране нет 5 тысяч новых приличных, достойных людей с юридическим образованием? В стране, где более 40 млн населения? Налоговая реформа — то же надо сделать с налоговиками. Уволить всех. То же самое надо сделать с таможенниками. Уволить всех. Набрать новых людей.

Каким образом набирать новых людей?

— На все должности надо проводить открытые конкурсы. Я имею в виду, на ответственные должности. Так делали все. Вы знаете, успех всех реформ в странах центральной и восточной Европы точно пропорционален тому, насколько поменялись люди на государственной службе, в правоохранительных органах, в судах. Можно это назвать люстрацией. Можно называть ротацией, можно назвать как угодно. Но главное — поменять людей. Старые люди не способны на новые правила игры.

Как быть с реформами на местном уровне?

— Вопрос о реформах нужно направлять в именно к местной власти, которую, собственно, мы будем выбирать очень скоро. От них мы будем потом требовать реформы. Если по всей стране не будет такого гражданского давления, то и реформ не будет, потому что даже очень хороший, честный чиновник или политик, если на него не будет постоянного давления со стороны общества, он может не двигаться, он может подумать, что уже все классно, жизнь удалась. Реформа состоит из трех вещей. Во-первых, надо знать, что сделать, для этого есть специалисты, международный опыт. Далее надо знать, как это сделать, так как не всегда международный опыт надо брать один какой-то. И третье, самое сложное — взять и сделать. И эти вещи как раз происходят на местном уровне. Надо, чтобы вокруг каждого мэра, вокруг каждого местного совета образовалась огромное количество граждан, которые с первого дня новому мэру, новом совету скажут: "Слушайте, мы вам спать спокойно не дадим. И денежки делить под ковром мы вам также не дадим".

Услышат ли политики простых людей?

— Я думаю, что политики сейчас очень сильно недооценивают народ. Во времена революции происходит огромный скачок. Общество прыгает вверх в своих запросах, в своем понимании того, что происходит. А политическая система продолжает понемногу развиваться. И общество уже сверху смотрит на политическую систему. Конечно, есть еще большое количество населения, они остались при старом понимании, и при этом, скажем честно, живут в достаточно плохих материальных условиях, и для них даже 200 гривен за голос — это может быть какой-то спасение. Но вы сегодня 200 грн получите, но продаете свое будущее. Поэтому у меня есть одна просьба. Когда будете голосовать, посмотрите, пожалуйста, что эти люди собираются делать. Посмотрите на них, спросите их. Посмотрите на этих людей в прошлом.

Что они делали раньше, кем они были, откуда они взялись. Спросите их, а откуда у них деньги на эти билборды, или "бигморды", как в народе говорят. Мне очень нравится такой народный юмор. Откуда эти морды взялись. Кто они были и откуда они взяли деньги, и что они делали в своей жизни. Вот чем надо заниматься. И я очень надеюсь, что мы таким образом сможем немножко обновить наш корпус местной власти. Исходя из того, что общество сделало большой скачок, а система развивается медленно, я думаю, что у нас будет еще много выборов. Я думаю, что у нас будут выборы за выборами.

Ранее заместитель генерального прокурора Давид Сакварелидзе заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что до 15 декабря заменят 70% прокуроров.

В то же время эксперт по вопросам правоохранительных органов Михаил Притула заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что реформу МВД можно провести за один день и без миллиардных вложений. По его мнению, для эффективной реформы МВД даже не нужно менять законы.

Самое читаемое
    Темы дня