наверх
20.04.202411:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бортник: что произошло с Boeing над Донбассом не узнаем ближайшие 30-50 лет

Крушение Boeing-777 под Донецком. Два года спустя (619)

(обновлено: )173820
Ситуацию с расследованием этой катастрофы все стороны конфликта пытаются использовать для достижения своих политических целей, для ухудшения чьего-то положения на международной арене, отметил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Украина уверена, что виновные в крушении малазийского Boeing будут наказаны по результатам международного уголовного расследования. Об этом на презентации технического результатов расследования катастрофы лайнера заявил вице-премьер Геннадий Зубко. Он уточнил, что завершение уголовного расследования ожидается в феврале 2016 года. Но процесс может быть и продлен. 

Подробнее о расследовании крушения, о политических аспектах этого процесса радиостанция Голос Столицы поговорила с политологом, директором Украинского института анализа и менеджмента политики Русланом Бортником

Отчет Совбеза Нидерландов говорит о том, что Украина отчасти виновата в катастрофе ― не закрыла вовремя свое воздушное пространство. Стоит ли Украине расценивать это заявление, как обвинение? 

― В этом отчете прозвучала частичная вина не только Украины. Авиакомпания тоже должна была учитывать военную и политическую обстановку в Украине и принять меры по отклонению самолета от этого курса. Поэтому речь шла не только об Украине. Если в двух словах политически охарактеризовать этот доклад, то установили причину гибели самолета, но пока что не установили виновных.

Потому что установление виновных и определение наказания для них ― это, прежде всего, функция суда. Кстати, обращаю внимание, что касательно причины аварии версия всех сторон совпала. И независимые группы следователей, и голландская прокуратура, и российские корпорации признали, что, скорее всего, самолет был сбит именно из комплекса "Бук". И сегодня это единственное, что объединяет стороны, дальше идут определенные разночтения. 

Стоит ли говорить о том, что в этом вопросе важны некие политические аспекты? 

― Мне кажется, что политический аспект сегодня доминирует, к сожалению. И, безусловно, эту катастрофу пытаются использовать все стороны этого конфликта для достижения каких-то своих целей, для ухудшения чьего-то положения на международной арене. Именно поэтому не хватает конкретики, идет двоякая трактовка. 

Эксперты говорят, что будут дополнительные технические исследования, потому что нужно установить, где конкретно находился этот комплекс "Бук". Что будет дальше? Трибунал все-таки будет? 

― Я думаю, что межгосударственного трибунала не будет. Стороны уже отказались от этой инициативы, потому что решение, которое было бы принято этим межгосударственным трибуналом, не имело бы легальной и легитимной силы для его выполнения. Необходимо то решение, которое будет принято и выполнено во всем мире, поэтому я думаю, что дальше будет идти следующая процедура.

Это дело будет рассматриваться в странах, которые причастны к данному событию, и национальных судах стран, которые являются стороной конфликта или потерпевшей стороной в этой ситуации.

Скорее всего, в Голландии, возможно, в Малайзии, в Австралии. Потом, по факту рассмотрения этого дела в национальном суде, возможна его передача уже с определенными выводами на рассмотрение международного суда ООН, например, как факта преступления против человечности. В любом случае, это будет очень длительная процедура, которая, по моему мнению, может растянуться на десятки лет. 

Если говорить о судебных процессах в разных странах, не получим ли мы разные выводы, которые потом дадут противоположные результаты и расследование окончательно зайдет в тупик? 

― Я уверен, что в ближайшие 30-50 лет мы не узнаем правды об этой трагедии. Дело крайне политизировано, и стороны имеют целью прежде всего получить политический эффект от него. Поэтому, к сожалению, нас при любом раскладе ожидает сохранение разности взглядов на эту ситуацию, продолжение информационной кампании вокруг этой трагедии и отсутствие единства мирового сообщества в этом деле.

Кто еще заинтересован в расследовании этого дела, если отбросить политические моменты? 

― Конечно, заинтересованы в раскрытии этого дела прежде всего родственники погибших. Также это авиакомпания, которая понесла потери и страховые убытки. У меня складывается впечатление, что политики вообще не заинтересованы в расследовании этого дела. Мне кажется, что от нас скрывают очень значительный объем фактов, значительный объем доказательств, причем скрывают это разные стороны конфликта.  

Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов заявил, что в Госавиаслужбе прижилась когорта чиновников, которые считают, что все правила "написаны кровью", и любую бумажку выдают после "тщательного согласования".

"В Госавиаслужбе окопалась целая когорта чиновников, которые, прикрываясь волшебной мантрой, что все правила в авиации написаны кровью, любой документ, любое разрешение выдают после, так сказать, тщательного анализа",- сказал эксперт.

Ранее Вячеслав Коновалов заявил, что действия руководства Госавиаслужбы привели к тому, что в Украине нет конкуренции на рынке авиаперевозок, поэтому и был уволен глава службы Денис Антонюк.

Самое читаемое
    Темы дня