наверх
28.03.202421:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Укрспецэкспорт" и КНР - дела минувших дней. Коррупция, господа, коррупция

(обновлено: )2670110
Печерский районный суд Киева вместе с группой следователей Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины продолжает раскрывать некоторые особенности ведения оружейного бизнеса в Украине.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

На этот раз в ходе досудебного расследования по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 УК Украины был разрешен доступ к вещам и документам, относящимся к другому крупнейшему внешнеторговому контракту, заключенному 23 декабря 2008 г. между Государственной Компанией "Укрспецэкспорт" и Бюро закупок Управления международного сотрудничества Главного управления вооружений и военной техники Народно-освободительной армии КНР №USE-16.1-63-K/KЕ-08 на разработку, строительство и поставку в КНР десантных кораблей на воздушной подушке типа "Зубр" с последующей передачей технологии их производства на общую сумму 318,78 млн. долл. Контракт был подписан во исполнение "Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики по военно-техническому сотрудничеству в области десантных кораблей на воздушной подушке" от мая того же года.

Головным исполнителем с украинской стороны выступила Феодосийская судостроительная компания "Море", которая входила в состав Государственного Концерна "Укроборонпром".

Многочисленные проблемы сопровождали выполнение контракта еще до его начала. В 2005-2006 гг., Минобороны Китая вело переговоры по вопросу покупки "Зубров" с российским ФГУП "Рособоронэкспорт". Вначале речь шла о строительстве четырех "Зубров" в России, а затем еще двух — в Китае. С российской стороны исполнителями рассматривались ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" и ФГУП "Хабаровский судостроительный завод", поэтому чтобы загрузить их и избежать потери интеллектуальной собственности, принадлежащей ЦМКБ "Алмаз", в 2007 г. китайцам были выдвинуты встречные предложения: сначала заказать в РФ постройку серии из 10-15 кораблей, после чего получить техническую документацию на организацию лицензионного производства. В результате уже в следующем 2008 г. Китай начал переговоры с Украиной по тому же вопросу, а в августе 2009 г. министр промышленной политики Владимир Новицкий заявил о том, что ВМС НОАК намерены заказать и построить на Украине четыре корабля по проекту "Зубр". Украинская сторона выразила уверенность, что Китай не сможет скопировать большую часть технологий, а также будет вынужден закупать и в России, и в Украине комплектующие и запчасти. Учитывая большую потребность КНР в таких кораблях, предполагались достаточно значительные объемы поставок, что существенно улучшит положение украинских и российских предприятий ОПК, занятых в этом проекте.

С целью адаптации к современным возможностям украинской и китайской промышленности, а также во избежание проблем с интеллектуальной собственностью на проект 12322 "Зубр" предмет контракта окончательно стал именоваться "проект 958 "Бизон". Считается, что китайская версия "Зубра" отличается от оригинала, с учетом того, что на нем установлены китайские системы вооружения и управления огнем. Кроме того, учитывая габариты китайской высадочной техники, было изменено расположение отсеков.

Первый корабль украинской сборки должен был быть передан заказчику до декабря 2011 г., а выполнение всех остальных условий контракта планировалось завершить до истечения 2013 г. Договорная цена одного корабля была установлена в 75 млн. долл., максимальный штраф за задержку сроков сдачи составлял 10% от суммы предоплаты. Заказчик имел право разорвать контракт и вернуть уже выплаченный аванс, если такая задержка превысит 12 месяцев. Указанные сроки оказались нарушены почти сразу. Так, в августе 2009 г. китайская сторона выразила серьезную озабоченность в связи с тем, что уже подписанный контракт длительное время не вступает в силу. В итоге заводские швартовые испытания головного "Бизона" были начаты на ФСК "Море" 16 июля 2012 г., спуск произведен 25 сентября 2012 г., а 12 апреля 2013 г. в Феодосии представители Государственного концерна "Укроборонпром" и ВМС Китая подписали акт приемки десантного корабля на воздушной подушке проекта 958 "Бизон", что привело к 15-месячной задержке сдачи первого корабля.

Другой нюанс касался посредников. Фирмой-партнером, которая оказывала содействие в проведении переговоров и заключении указанного контракта, на основании заключенного консультационной соглашения №USE-16.1-13-DK-02 от 06 сентября 2002 г. выступала "Ho Kok Limited", однако спустя два года после начала исполнения основного контракта, а именно 5 октября 2011 г. между ГК "Укрспецэкспорт" и компанией "Rich Mandarin Limited" подписывается новое агентское соглашение №USE-16.2-13-DK-11, на основании которого согласованное комиссионное вознаграждение уходит новому посреднику.

Именно оригиналами перечисленных документов со всеми дополнениями, дополнительными соглашениями и актами выполнения работ, а также перепиской ГК "Укрспецэкспорт" с представителями КНР относительно предмета контракта на строительство и поставку кораблей на воздушной подушке типа "Зубр", заинтересовалось следствие о присвоении, растрате имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой.

Директор программы по самолету Ан-132 Александр Хохлов, и.о. президента ГП Антонов Михаил Гвоздев, генеральный директор государственного концерна Укроборонпром Роман Романов (слева направо)

В общем-то, в этом не было бы ничего удивительного, если бы не дополнительная просьба прокуратуры о выемке "приказов о назначении на должности, трудовых контрактов, должностных инструкций, личных дел бывших директоров ГК "Укрспецэкспорт" ЛИЦО_5, ЛИЦО_6, ЛИЦО_7, директора департамента № 1 ГК "Укрспецэкспорт" ЛИЦО_8, его заместителя ЛИЦО_9, начальника отдела № 3 директора департамента № 1 ГК "Укрспецэкспорт" ЛИЦО_10, советника директора ГК "Укрспецэкспорт" ЛИЦО_11, которые находятся во владении ГК "Укрспецэкспорт", что по адресу: г.Киев, ул. Дегтяревская, д. 36, с возможностью осуществить их изъятия".

Таким образом, под подозрение попали сразу три генеральных директора ГК "Укрспецэкспорт", руководившие компанией в период 2005-2013 гг.: Сергей Бондарчук (с 23 марта 2005 г. по 10 июня 2010 г.), Дмитрий Саламатин (с 10 июня 2010 г. по 4 января 2011 г.) и Дмитрий Перегудов (с 09 февраля 2011 г. по 08 июля 2013 г.).

В настоящее время все трое находятся за пределами Украины: Бондарчук — в Великобритании, Саламатин — в России, а Перегудов — во Франции. Как известно, 21 января 2015 г. военная прокуратура сообщила Бондарчуку о подозрении в завладении 7,428 млн. долл. из средств возглавляемой им компании, а в феврале министерство внутренних дел объявило его в розыск.

Карточка Интерпола о розыске бывшего генерального директора ГК "Укрспецэкспорт" Сергея Бондарчука.

Любопытно, что Герой Украины Сергей Бондарчук Приказом председателя СБУ от 25 мая 2014 г. был принят на службу в военном резерве СБУ, ему также присвоено очередное воинское звание майора резерва.

В июне 2015 г. Бондарчук был замечен среди гостей на дискуссии по Украине, которую в Лондонской школе экономики организовал Европейский совет международных отношений, после чего он написал в своем Facebook, что "находится в Великобритании, где остался после того, как закончилась моя служебная командировка как офицера Службы безопасности Украины".

Контракт Сергея Бондарчука о принятии на службу в военном резерве СБУ от 23 мая 2014 г.

В то же время в СБУ сообщили, что экс-главу "Укрспецэкспорта" уволили из военного резерва 13 января 2015 г., но в Британию не отправляли.

Контракт Сергея Бондарчука о принятии на службу в военном резерве СБУ от 23 мая 2014 г.

Напомним, что осенью прошлого года в доме Бондарчука проводились обыски.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня