Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности
Данное решение, оформленное в виде постановления Кабмина № 978-р от 22.09.2015 "О начале процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его списания".
Приостановка платежей распространяется на 9 из 14 серий ОВГЗ и гарантированных государством еврооблигаций ГП "Фининпро", включая еврооблигации с погашением в сентябре и октябре 2015 года и не включает любые ОВГЗ и гарантированные государством еврооблигации ГП "Фининпро", которые не предусматривают осуществления любых выплат в период с 23 сентября до 1 декабря 2015 года.
На этот период Государственной казначейской службе предписывается остановить операции с бюджетными средствами, предусмотренными в государственном бюджете для осуществления расходов по погашению и обслуживанию долговых обязательств.
Если поверить множественным заявлениям министров и чиновников, данный шаг является частью плана по реструктуризации внешних долгов и поможет Украине сэкономить около 4 млрд долларов США за счет частичного их списания. Неоднократно высказывалась мысль и о том, что такая реструктуризация является основой для повышения социальных стандартов с 1 сентября этого года и без подобных действий Кабмин денег на рост зарплат и пенсий не будет.
Внимательно же изучение как изменений в бюджет 2015, принятых парламентом Украины 17 сентября этого года так и проекта госбюджета на 2016 год, обнародованного на сайте Министерства финансов, говорят о ложности данных заявлений.
Объемы средств, которые в этом году должны быть израсходованы на погашение долгов, не изменились ни на гривну. Они как составляли 251,628 млрд грн, так и составляют. Приложение №2 к госбюджету, в котором определяются параметры финансирования госбюджета изменялось в этом году два раза — 2 марта и 16 июля. Никаких новшеств 17 сентября туда включено не было. Так что так называемая "реструктуризация" вообще не повлияла на расходы по погашению долгов, а значит, к росту соцстандартов в этом году она точно также не имеет отношения.
В будущем, 2016 году, правительство планирует одолжить на внутреннем и внешних рынках 274,860 млрд грн, а выплатить по долгам 188,718 млрд грн. То есть госдолг исключительно за счет разницы в займах и возврате увеличится на почти 90 млрд грн (или около 4 млрд долларов США при том среднегодовом курсе, который закладывается в бюджет 2016). Выплаты по увеличивающемуся госдолгу, таким образом, будут перенесены на период 2017-2020 гг.
По расчетам, представленным исполнительным директором Фонда Блейзера, экономистом Олегом Устенко, уже к концу нынешнего года размер государственного долга возрастет до 95-100% от ВВП. При средней стоимости обслуживания его в 5%, только для того, чтобы обеспечивать бесперебойную выплату процентов по долгам, рост экономики должен составить не менее этого показателя. А чтобы не увеличивать бюджетную нагрузку и не производить выплаты за счет сокращений бюджетных расходов, то прирост ВВП следует держать на уровне не менее 15% в год, поскольку через бюджет в Украине распределяется порядка трети ВВП. На этом фоне, согласованные с МВФ показатели роста экономики Украины до 2020 года на 2-4% в год не обеспечат и половины требуемых денег для обслуживания госдолга. Про возврат же долгов вообще речь идти не может. То есть уже в следующем году отношение госдолга к ВВП превысит 100% и будет последовательно возрастать в арифметической прогрессии.
Хотя есть и иные прогнозы, в основном от международных организаций, только подтверждающие крайне низкий, если не сказать отсутствующий напрочь уровень квалификации привлекаемых к данной работе экспертов. Так, Всемирный банк прогнозирует рост валового внешнего долга Украины до 157% ВВП в текущем году и снижение его по отношению к ВВП в 2016 году до 143,9%, в 2017 году — до 135,7%, в 2018 году — до 126,8% ВВП. Вот только как это может быть достигнуто, при столь незначительном (по их же прогнозам) росте экономике на фоне превышения уровня займов над возвратами в госсекторе и невозможностью легко и просто реструктуризировать или вернуть долги на фоне технического дефолта государства для банков или частных корпораций, ВБ не сообщает.
Читайте также: Украина: бедная родственница Европы
Игры со статистикой, которые проводят Минфин, НБУ и Госстат, показывая то нереалистические данные о профиците бюджета, то о росте ВВП или дефляции в последние месяцы, приводят печальным последствиям. На основе недостоверных данных невозможно построить ни один экономический прогноз, а значит — в страну не придут никакие инвестиции. В хаос никто инвестировать не будет, кроме спекулянтов, разве что. Постоянные манипуляции с показателями бюджета уже дорого обошлись украинскому правительству. В обновленном Рейтинге бюджетной прозрачности от всемирной сети International Budget Украина опустилась на 56 место из 102 стран, участвующих в рейтинге, потеряв 21 позицию по сравнению с предыдущим рейтингом, который был опубликован в 2013 году. Это означает, что сейчас правительство может рассчитывать на получение новых кредитных средств на худших, чем ранее, условиях и в основном за счет политических договоренностей с международными кредитными организациями и странами-донорами. Это, в свою очередь, будет одним из основных факторов роста госдолга в ближайшие годы и дальнейшего ухудшения экономической ситуации в среднесрочной перспективе.