наверх
19.11.201900:43
Курсы валют НБУ
  • USD24.14- 0.08
  • EUR26.70- 0.03

Сбудется ли американская мечта украинского КБ "Южное"

(обновлено: )8702175
США решают отказаться от закупки в России ракетных двигателей для военных целей после присоединения Крыма к РФ и введения санкций, и ВВС США объявили конкурс на разработку новых ракетных двигателей вместо российских РД-180.

Владимир Матвеев

В июне ВВС США объявили конкурс по разработке альтернативы российским РД-180, объем потенциальных контрактов оценивается в $160 млн.

Пентагон планирует подвести итоги июньского тендера на разработку ракетных двигателей для запуска военных спутников в августе. Причиной является принятое после присоединения Крыма к России решение Конгресса США с 2019 года отказаться от российских двигателей РД-180, сообщает DW.

В декабре 2014 года палата представителей конгресса США приняла поправку сенатора Джона Маккейна, которая предусматривает полный отказ США от ракетных двигателей РД-180 до 2019 года, пишет ВВС.

Решение о запрете было принято судом 1 мая на основании того, что закупки двигателей производства "Энергомаша" якобы нарушают санкции, введенные властями США против России на фоне ситуации в Украине.

Как отмечает агентство Bloomberg, запрета добивалась частная калифорнийская компания SpaceX, занимающаяся производством ракет и космических аппаратов. Ее не устраивает, что ВВС США передали крупный оборонный контракт компании United Launch Alliance без проведения тендера.

Импортируемые российские двигатели РД-180 устанавливаются на первой ступени американской ракеты-носителя Atlas V, которые собирает совместное предприятие United Launch Alliance. Промышленность США пока не производит аналогов РД-180, сообщает ВВС.

Однако у американцев есть лицензия на производство двигателей РД-180: в 1996 году ее приобрела американская General Dynamics Corporation. Проблема заключается в том, что российская лицензия на производство ракетных двигателей истекает в 2022 году.

По действующему контракту "Энергомаш" должен поставить еще пять РД-180, однако затем сотрудничество может прекратиться.

В Вашингтоне подсчитали, что прекращение закупки российских РД-180 для ракет Atlas V, выводящих на орбиту американские военные спутники, причинит США ущерб в размере до 5 млрд долларов.

Украина пытается занять место РФ на указанном рынке. В частности, услуги в разработке двигателей предложило Конструкторское бюро (КБ) "Южное" из Днепропетровска — известный разработчик ракетно-космической техники.

Как сказал в интервью DW генеральный конструктор КБ "Южное" Александр Дегтярев, "надеюсь, мы вместе с американскими специалистами сумеем реализовать наши мечты".

По его словам, на протяжении последних пяти лет "Южное" занималось разработкой семейства жидкостных ракетных двигателей первых ступеней ракет-носителей, которые могли бы использоваться на рынке США.

"Углубленные целевые исследования рынка США показали, что целесообразно создание нового мощного двигателя тягой 250 тонн и связки этих двигателей тягой 500 тонн и выше", — сказал он.

Дегтярев добавил, что бюро уже ведет переговоры "с рядом потенциальных заказчиков и инвесторов из США, заинтересованных в реализации данной инициативы". По его мнению, подобный двигатель может быть создан и испытан к 2019 году.

"Южное", помимо стремления заключить договор с США, желало бы обеспечить самодостаточность собственных ракет-носителей, в частности — семейства "Маяк".

Несмотря на то, что Украина предлагает США свои разработки, "шансов у нее, похоже, нет", пишет DW.

Опрошенные DW эксперты сомневаются в том, что украинцам достанется российский сегмент сотрудничества с США.

Стивен Блэнк, эксперт по России и странам Восточной Европы вашингтонского Института стратегических исследований, который консультирует Пентагон, полагает, что у украинцев "есть шанс, но я бы не сказал, что они получат контракт". Среди причин эксперт называет российское лобби в Вашингтоне, американских конкурентов и имидж Украины как коррумпированной и "неэффективной" страны.

Одновременно, Блэнк отмечает, что после присоединения Крыма к РФ многие в США симпатизируют Украине, а у КБ "Южное" — хорошая репутация, основанная в первую очередь, на советских достижениях.

По мнению профессора Джона Логсдона, экс-главы Института космической политики в Университете имени Джорджа Вашингтона, эти "шансы (Украины) равны нулю". "Главный смысл тендера — создать свои, американские источники для поставок ракетных двигателей, а не переключить зависимость с России на Украину", — считает эксперт.

Продолжительной историей успеха украинская космонавтика похвастаться не может. После распада СССР украинцы использовали свои разработки для коммерческих запусков, но сотрудничали в основном с Россией и США, не имея своего космодрома.

"Морской старт" — плавучий космодром для запуска украинских ракет-носителей "Зенит", не оправдал коммерческие надежды. По данным DW, после замораживания проекта, приобрести плавучий космодром теперь якобы намерен Китай.

Крупный проект "Циклон-4" приостановила два года тому назад Бразилия без уточнения причин.

Более того, после разрыва связей с Россией особенно сложная ситуация сложилась на заводе "Южмаш" в Днепропетровске, где производятся разработанные в КБ "Южное" ракеты. По данным предприятия, объемы производства космической техники по договорам с Россией в 2014 году сократились в 17 раз, а обещанных Киевом военных заказов нет.

Как бы там ни было, в Вашингтоне звучат мнения о том, что отказ от российских ракетных двигателей для пусков военных спутников был, вероятно, преждевременным, и разработать замену до 2019 года не успеют. По данным DW, не исключено, что США решат купить еще партию российских двигателей, которые, как сказал вашингтонский эксперт, "весьма хороши".

По словам главы Космического командования ВВС США генерала Хайтена, в апреле министерство обороны США обратилось с просьбой в конгресс США продлить до 2022 года разрешение на эксплуатацию ракетных двигателей РД-180 российского производства.

Как пишет американский журнал National Defense Magazine со ссылкой на старшего аналитика консультативной фирмы Fulton Corp Джеффа Фауста, в 1990-х американцы остановили свой выбор на российских двигателях, поскольку посчитали их лучшими в мире.

Самое читаемое
    Темы дня