Янина Соколовская, политэксперт
5 июля исполняется год со дня смерти предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира.
Владыка, ходивший в вышиванке, говоривший о том, что в пост главное не есть друг друга, напоминавший, что у Бога все свои и все живы, сделал для усиления церкви так много, что обеспечил ей фактическую самостоятельность, сделал ее церковью украинского народа – не только по измененному при нем уставу, но и по сути.
Церковь – против войны
Новый предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий, при помощи которого ранее произошло объединение РПЦ и Русской зарубежной православной церкви, в Украине военного периода проявил себя не политиком, а молитвенником.
Он, а за ним и Церковь, выступил против войны на Донбассе и отказался от общения с украинскими властями, которые не останавливают эту войну: то есть – и с президентом, и с премьером, и с парламентом.
Теперь УПЦ не только законодательно, но и фактически отделена от государства – со всеми вытекающими из этого сложностями, переходящими в проблемы, а не в овации.
Многие верующие, идущие сейчас к недавно установленному памятнику на могиле митрополита Владимира, скорбят о том, что он ушел от нас в такое сложное время.
Митрополит Владимир пяти месяцев не дожил до своего 80-летия и четырех дней – до празднования 48-летия своей хиротонии. Митрополит всея Украины, он так и остался негорделивым Виктором Сабоданом из села Марковцы Хмельницкой области.
Самым украинским главой Украинской православной церкви.
Путь из Одессы до Киева
Мы вспоминаем, каким был его путь. В 19 лет поступил в Одесскую духовную семинарию, в 23 – в Ленинградскую духовную академию, стал кандидатом богословия, преподавателем Одесской семинарии и секретарем Одесского епархиального управления.
В 27 лет был рукоположен в диакона, затем — в иерея, и практически сразу, что бывает редко, пострижен в монашество. Затем учился в Московской духовной академии, стал ректором Одесской семинарии, архимандритом, заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, представителем Русской Православной церкви при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода, епископом Звенигородским, затем – Переяслав-Хмельницким, временно управляющим Сумской епархией, ректором Московских духовных школ, епископом, профессором Московской духовной академии.
На Ростовской кафедре был возведен в сан митрополита, стал Патриаршим экзархом Западной Европы и управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви был избран митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
Возвращение
Когда митрополит Владимир прибыл в Киев, он сказал, что вернулся домой. Последней полученной им наградой, которой митрополит был рад и о которой нет и слова на сайте РПЦ, стал орден Героя Украины. Когда Блаженнейшего поздравляли с этой наградой, духовенство не только пело “Многая лета", но и скандировало известную украинскую речевку – "Героям слава!".
На именины Владимира, 28 июня, в Киев традиционно приезжали главы Церквей – и Русской, и Грузинской. Служили молебен на Владимирской горке, а потом перемещались в ресторан "Киев", который возле Верховной Рады, и уже пили здравие Владимира митрополита.
Блаженнейший любил людей, к журналистам относился с пониманием, похожим на сострадание. Три года, с 1970-го по 1973-й, редактировал журнал Украинского экзархата "Православний вiсник". Потом издавал "Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви", стал членом Национального союза журналистов Украины, писал стихи, которые становились народными песнями.
И в пасхальный день мог без укоризны сказать "Здравствуйте!" вместо "Христос Воскрес".
Ближе к Богу
Митрополит Владимир говорил о необходимости информационного поста во избежание "скоромной" информации. Сейчас, спустя год после его смерти, мы понимаем актуальность этих слов.
При митрополите Владимире Церковь в Украине прошла период расширения и развития, сейчас же она входит в период гонений, говорят владыки.
Когда митрополит Владимир вернулся в Украину, здесь функционировали четыре духовные семинарии и академии. Теперь их 15. Открыты 4000 воскресных школ. Стало вдвое больше приходов – сейчас их 10 500.
Монастырей было 32, стало более 160-ти. Сейчас, когда УПЦ называют "московской" и всячески заманивают ее паству, о таком развитии трудно и мечтать.
А пока украинские церкви выясняют отношения, называя это попыткой диалога к единению, верующие ищут себя в новых религиях
"Чем ближе к церкви, тем дальше от Бога", – сообщил мне малолетний сын высокопоставленного киевского священнослужителя.
То ли он знал, о чем говорит, то ли его устами и вправду глаголила истина, но чем острее становится украинский православный раскол, тем больше людей стараются держаться от официальной церкви подальше, к Богу – поближе.
"Конфликты происходят на страницах газет"
Бога теперь принято искать в новообразовавшихся церквях. Их сейчас в Украине – более 70-ти. Религиозный вакуум страны заполняют американские, японские и даже африканские миссионеры.
Что мы можем этому противопоставить? Разве что слова митрополита Владимира, которого президент Петр Порошенко назвал "заступником Украины на небе".
Сейчас, в годовщину смерти митрополита Владимира, я перечитала интервью, которые делала с ним. Вот всего несколько цитат, с которыми Украина и украинцы и сейчас могут идти по жизни.
"Поместная Церковь в Украине существует со времен святого равноапостольного князя Владимира. И сегодня это – Украинская православная церковь. Мы уповаем не на земную власть, а на Бога".
"Мы искренне молимся, чтобы в словах и поступках политическое не затмевало пастырское. Или, как сказал первый новомученик нашей Церкви в ХХ веке митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), чтобы “любовь к родному краю не превышала любви к Богу”.
"Главное – не во внешних действиях, а во внутреннем настрое. Чтобы научиться прощать друг друга, нужно научиться любить друг друга, помогать друг другу и к другому относиться, как к самому себе".
"Тот, кто отпал от церковного единства, может вернуться, но не должен упрекать или требовать чего-то от того, кто это единство сохранил. Мы неоднократно заявляли и готовы повторить, что для нас единство Православия в Украине важнее его статуса".
"В большинстве случаев конфликты происходят не в реальности, а на страницах газет, когда восстановление исторической справедливости задевает чьи-то меркантильные интересы".
Смотрите также: Патриарх Кирилл о цене рубля и обменном курсе валюты
Никакой роскоши
У самого митрополита Владимира меркантильности мы не видели. Вся его резиденция – это двухэтажный домик на территории Лавры, всего несколько комнат.
Тут и жилье, и прием посетителей – никакой роскоши. Разве что одна безделушка на столе – игрушечный носорог.
"Это символ противостояния внутри нас?" – решилась я однажды спросить.
"У меня в детстве была одна игрушка – носорог. Я с ней не расставался ни днем, ни ночью. А недавно об этом кто-то узнал и подарил мне носорога. И более – никакой роскоши".