наверх
23.04.202421:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

На наших глазах полномочия парламента и президента усиливаются - эксперт

(обновлено: )88221
Согласно грядущим изменениям в Основной закон, президент получает больший контроль над исполнительной властью на местах. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил политолог Александр Москалюк.

Конституционная комиссия представила новую редакцию Конституции с учетом реформы по децентрализации власти. Согласно изменениям, первичными единицами в системе административно-территориального устройства страны станут общины, а вместо местных государственных администраций исполнительную власть на местах будут осуществлять префекты, назначаемые президентом по представлению Кабмина.

Кроме того, Виталий Кличко заявил о намерении повторно баллотироваться на пост мэра Киева на выборах в октябре 2015 года. По словам столичного градоначальника, он уверен в своей победе, даже если выборы пройдут "в три тура".

Важные политические события в жизни страны в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политолог, эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

Слово "децентрализация" становится все более популярным. Являются ли позитивными изменения в Конституцию?

– Пока я не вижу оснований для восхищения, так как, кроме выводов Венецианской комиссии и позиции Конституционной комиссии, закон еще требует принятия 226 голосами в первом чтении и 300 голосами осенью во втором чтении. Кроме того, к тексту закона возникают достаточно серьезные вопросы. Мы все говорим о том, что в нынешних условиях Украина должна двигаться от президентско-парламентской формы правления к усилению роли парламента. При этом реформы, которые предлагаются в контексте местного самоуправления, усиливают влияние именно президента. Существует определенный диссонанс между тем, что артикулируется, и тем, что на самом деле прописывается в тексте Конституции. По сути, ключевым вопросом является то, кто именно будет отвечать за исполнительную ветвь власти в рамках взаимоотношений исполнительной власти с исполнительной властью на местах. И здесь происходит усиление роли именно президента. Я не люблю термин "узурпация", этого термина не существует с точки зрения нашего законодательства. Можно говорить об узурпации власти в контексте того, что одно или несколько лиц берут на себя не характерные для них институциональные полномочия. Но если мы говорим непосредственно об изменениях в рамках децентрализации, то я не могу говорить об узурпации. Это именно усиление роли президента.

Читайте также — Изменения в Конституцию Украины: феодализация вместо децентрализации

Что плохого в усилении роли президента?

– В том-то и дело, что артикулируется увеличение полномочий парламента, но вместе с тем увеличиваются полномочия президента. Лично меня смущает этот диссонанс. Возможно, это и правильно, учитывая, что мы живем, по сути, в условиях военного положения. Но существует явная несогласованность между этой реформой и положениями, которые прописаны в Конституции, в которых указывается, что президент является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Возникает вопрос: почему же он имеет отношение к формированию исполнительной власти на местах, к формированию ОГА. Кроме того, на сегодняшний день обществу не продемонстрировано, а что же дает каждому гражданину децентрализация. Но любая реформа имеет право на успех только тогда, когда она понята определенной частью населения.

А что может означать децентрализация для людей?

– Если исходить из опыта восточноевропейских стран, то процесс децентрализации должен быть направлен на четыре сферы: образование, медицина, инфраструктура и качество административных услуг. Но следует учитывать еще один важный аспект, о котором сейчас мало говорят. Дело в том, что децентрализация характерна для определенного этапа развития государства, для государства, перед которым не стоят внешние вызовы. Если у государства есть внешние угрозы, то, скорее всего, его ждет противоположный процесс – централизация.

Нам предстоят местные выборы. Не сыграет ли со столичным мэром Виталием Кличко злую шутку артикулированные им планы о победе на выборах?

– Здесь есть определенная ловушка для мэра, так как сам процесс артикуляции ему дается достаточно сложно, что обязательно повлияет на его рейтинг. При этом наш мэр все же старается. Вопрос в том, что он, видимо, был не совсем готов к тому, чтобы занять такой пост. К слову, это одна из проблем постреволюционного периода: у меня часто возникают сомнения о том, что эти реформаторы, нынешняя власть, были готовы взять на себя подобное бремя. Прошло много времени, но никто так и не озвучил даже концепции реформ. И то же касается Киева. Элементарный пример: нельзя объяснять увеличение тарифов на перевозки повышениями цен на бензин. Нужно демонстрировать простые и понятные схемы, с экономическими расчетами в основе. Тот же мэр мог бы объяснить все языком математики. И это касается многих сфер, в том числе сферы коммунальных услуг. Очень легко ссылаться на какие-то абстрактные вещи. Но важно показать – почему именно происходит повышение. В развитых странах часто даже голосуют за тех, кто что-то урезает, но при этом объясняет: куда, собственно, будут направлены сэкономленные средства.

Смотрите также: Как хотят поменять Конституцию Украины

В контексте притязаний Кличко на очередной срок на посту мэра, пойдет ли он на договоренности с "БПП" или партией "Самопомич"?

– Я не знаю, будут ли договоренности, но переговоры однозначно ведутся. Это естественный политический процесс. Что касается перспектив, то в наших украинских реалиях говорить об этом сложно. У нас может политик кануть в Лету, а затем снова появиться. На Западе это значительно реже случается. Достаточно вспомнить 2004 год, когда исчез с политической арены Виктор Янукович, и все думали, что он больше не появится. Точно также проигрыш Юлии Тимошенко на выборах называли ее лебединой песней. Но не совсем удачная политика центральной власти обусловливает возможность возвращения политиков в рейтинги. Что касается Кличко, то ему сложно будет удержаться долго на посту мэра. Кроме того, велика вероятность того, что могут быть очередные досрочные выборы, потому что у нас разорван процесс децентрализации, внесения изменений в Конституцию и избирательное законодательство.

Эти процессы стоит объединить?

– Эти процессы должны происходить параллельно, ведь много появляется технических нюансов. Что касается Кличко, то если у него и есть шанс, то только сейчас. Любые реформы нужно осуществлять на пике своего рейтинга, потому что реформы всегда способствуют его обвалу. Это общая социологическая статистика. А у Кличко произошел некоторый обвал рейтинга даже при отсутствии реформ. В этом и загвоздка.

Напомним, президент Петр Порошенко ранее сообщил, что может уже в понедельник-вторник направить в Верховную Раду представление о внесении изменений в Конституцию Украины. Глава государства также отметил, что в результате конституционной реформы в части децентрализации страна останется унитарным государством, в этом вопросе "не может быть никаких компромиссов".

Самое читаемое
    Темы дня