наверх
21.09.201919:12
Курсы валют НБУ
  • USD24.43- 0.18
  • EUR26.95- 0.30

Константинопольский патриархат начинает в Украине территориальную войну

(обновлено: )54631418
Непризнанные "Украинская православная автокефальная церковь" и "Киевский патриархат" подписали соглашение о взаимных шагах к объединению своих организаций.
Патриарх Константинопольский Варфоломей I

Дмитрий Скворцов

Для Православного мира это не имело бы ровно никакого значения (раскольничьих группировок насчитывается не один десяток и делятся-объединяются они беспрерывно), если бы не одно обстоятельство. Указанная бумага была парафирована в Киеве при участии представителей Константинопольского патриарха Варфоломея.

Содействие иностранных архиереев "объединению украинского православия" внешне происходило по настоятельной (в буквальном смысле) просьбе Яценюка, изложенной в его письме Варфоломею. Последнее свидетельствует о вмешательстве "правового европейского" государства в дела церкви, что является грубейшим нарушением конституции, по которой церковь отделена от государства. Впрочем, подобное в украинской политике давно не прецедент. Собственно, сам "Киевский патриархат" — детище Кравчука, а идея объединить его с канонической церковью под эгидой Константинополя — ющенковская, воплотить которую пытался Порошенко сразу же после победы Евромайдана.

А вот столь открытая активность архиереев Константинопольского патриархата на Украине — уже более чем демарш. По церковным канонам, никакой епископ (в данном случае патр. Варфоломей) не имеет права действовать на канонической территории другого епископа (в данном случае патр. Кирилла) без разрешения последнего. Понятно, что никакого соизволения на объединение расколов ни Патриарх Московский Кирилл, ни Митрополит Киевский Онуфрий дать не могли.

Однако, как оказалось, разрешения Константинополь испрашивать ни не собирался. Он просто обошел канонический запрет, выдвинув Москве территориальные претензии. Было объявлено, что "причиной проблем в украинском Православии Константинопольская Мать-Церковь видит в неканоническом и недействительном присоединении Киевской митрополии в 1686 г. к Московскому патриархату". Произошедшее в XVII в. воссоединение Киевской митрополии, законность чего на протяжении трех с лишним столетий подвергалась сомнению ни одной из поместных церквей (включая саму Константинопольскую), было названо даже "незаконной аннексией". А словосочетание "Мать-Церковь" было несколько раз повторено в ответном письме Константинопольского патриарха Варфоломея Яценюку.

В каноническом праве понятие "Церковь-мать" — это автокефальная Церковь, которая является для новообразованной автономной Церкви "материнской" структурой. В случае с УПЦ МП, последняя, как самостоятельная во внутреннем управлении часть Московского патриархата была учреждена в 1990 г. томосом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Следовательно, никакая иная Церковь кроме Русской является для УПЦ МП материнской. Если же говорить о неканонических организациях "Киевский патриархат", "УАПЦ" и ещё как минимум четырёх таких же, действующих на Украине, то церковное общение с ними вообще запрещается Апостольскими правилами (основой канонического права) и грозит нарушителям отлучением. Тем не менее, Константинопольский патриарх именует их в ответе некими "православными сообществами", которые, дескать, призван объединить, руководствуясь своим "особым служением и исключительной ответственностью".

Речь идёт о т.н. первенстве чести Константинопольского Патриарха. На самом деле это не более чем "первенство почёта", а не какой либо власти за пределами собственной церкви (как это наблюдается в католичестве, где все епископы прямо подчиняются Папе Римскому). Каждая Поместная православная Церковь является самостоятельной в управлении.

Первенство чести выражается лишь в том, что при упоминании предстоятелей церквей на богослужении, имя Патриарха Константинопольского произносится первым. Он правит службами, совместным с другими предстоятелями и является председательствующим (но не более чем спикером) на собраниях предстоятелей. Константинопольский патриарх даже не имеет права обращаться к внешнему миру от имени всей православной полноты, если не уполномочен на то ВСЕМИ Поместными церквами.

Сегодня первенство чести, как и титул "Вселенский патриарх" — не более чем историческая традиция (напоминание о расцвете православной империи), попираемая даже в Турции — государственная власть отказывает Константинопольскому патриарху в праве именоваться Вселенским. Его считают религиозным лидером 2-3 тыс. греков — исключительно граждан Турции, большей частью проживающих в вышеупомянутом микрорайоне. Патриарху запрещена миссионерская и благотворительная деятельность, проповеди по радио и ТВ. Более того, он имеет право только на четыре службы в год (разумеется, без каких-либо трансляций). Служителям Константинопольской церкви не разрешается ходить по Стамбулу в священнической одежде. Единственное, что сдерживает турецкую власть от истирания в местного патриарха в пыль — заступничество США, которое использует последнего для продвижения своих интересов в православных странах. На нынешнем историческом этапе в первую очередь — на Украине.

Понятно, что и т.н. Вселенскому патриарху очень хочется "прираститься" территорией с миллионами верующих. Территорией, на которой в последнее столетие её канонической принадлежности Константинополю православие просто таки уничтожалось католическими властями Польши. Причём, физически — вместе с верующими и священниками. Геноцид этот был остановлен лишь благодаря Переяславской присяге и началу воссоединения Великой и Малой Руси. Облегчённо вздохнул тогда и сам Константинополь, передав наконец Киевскую митрополию, тем, кто был уже в состоянии защитить православных в её пределах. Под грамотой Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия о восстановлении единства Киевской митрополии с Русской церковью поставили подписи все члены Священного Синода Константинопольской церкви. Данное решение поддержали все патриархи.

Следует сказать, что нынешнее попирание Константинополем правил межцерковного общения происходит на фоне его же — Константинополя — навязчивого продвижения идеи 8-го Вселенского собора (всемирного съезда православных архиереев). И это притом, что наибольшие и обоснованные сомнения в целесообразности Собора высказывают верующие именно Московского патриархата и его самоуправляемой части — УПЦ МП. "Основания для отказа" следующие: последний Вселенский собор состоялся более двенадцати столетий назад, "закрыв" все вопросы канонического права. Следовательно, новый собор нужен лишь его инициатору — для восстановления собственного влияния в православной мире.

Так что же заставляет патриарха Варфоломея сейчас по-украински скакать на граблях, ставя и без того призрачные виды на Вселенский собор под угрозу растворения? Видимо, Госдеп (общий патрон, как для Константинопольского патриархата, так и для киевского режима) решил, что текущие задачи куда более важны. Американские аналитики прекрасно понимают, что каноническая церковь — не просто единственный общественный институт на Украине, не признающий "российскую агрессию". Это, по соцопросам — самый авторитетный институт. Следовательно, следует придать статус каноничности той "церкви", которая исправно шлёт проклятия в сторону Москвы. Пусть с точки зрения мирового Православия эта каноничность окажется недействительной, но для внутреннего потребления сойдёт. Кроме того в новую "каноническую" структуру сбегут все те канонические ещё священнослужители, для которых национальная идея и/или собственная мошна давно уже "понад усе", в том числе и Христа, но неканонический статус лишал бы пропитания — подавляющее большинство православных Украины продолжают верить в Церковь, основанную Христом, а не разного рода кравчуками. Им — истинно верующим — и несёт будущая "каноничность" украинских раскольников главные невзгоды. Если до того государственные структуры предпочитали отстраняться от кровавых захватов храмов, преподнося это как "инициативу на местах", то теперь "передача церковного имущества истинно национальной канонической Поместной церкви" будет представлена как один из важнейших "здобутків Революції гідності". Православным, после зализывания ран останется молиться по квартирам, ездить на принятие таинств к далёким священникам (если тех не выдавят за пределы нынешних границ Украины какие-нибудь правосеки), и становится объектом нескончаемых нападок в обществе.

Впрочем, катакомбные эпохи Церковь в своей двухтысячелетней истории проходила только закаляясь. Возможно, и этот период нужен для очищения от облепивших её за годы относительного благополучия карьеристов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.
Самое читаемое
    Темы дня