наверх
29.10.202007:36
Курсы валют НБУ
  • USD28.40+ 0.03
  • EUR33.31- 0.24

"Несгибаемая" - странное кино про войну

(обновлено: )2582262
Прокат кинофильма "Незламна" ("Несгибаемая" - с укр.) оказался сенсационным — кинокартину за первые дни проката в Украине посмотрело рекордное число зрителей, но с самим фильмом не все так просто.
Незламна

Кирилл Вышинский

"Несгибаемая" (в российском прокате "Битва за Севастополь") – на первый взгляд, достаточно странное кино про войну. Во-первых, у него совершенно неожиданная по нынешним временам героиня – не рядовой боец или санитарка, а икона советской пропаганды времен Великой Отечественной, снайпер Людмила Павличенко. 

Бывшая киевская студентка к середине 42-го (!!!) убила более 300 немцев и чудом выбралась из осажденного Севастополя на подводной лодке вместе с командованием Южного фронта. История оставления Севастополя в 42-м после 250 дней обороны трагичная – эвакуация защитников не предполагалась. Черноморский флот ушел, командование спасалось по воздуху и под водой, а в городе были, по сути, брошены около 80-ти тысяч человек.

В фильме Павличенко спасает влюбленный в нее военврач, уступив свое место на лодке, но в жизни, скорее всего, ее вывезли по приказу политотдела – комиссованная после ранения Людмила нужна была для идеологической работы. Поэтому, похоже, она и оказалась с делегацией в Америке, где подружилась с Элеонорой Рузвельт. 

Во-вторых, война в этом фильме выглядит не только страшно, но и вызывающее эстетично. Конечно, компьютерная графика и современные спецэффекты придают батальным сценам масштаба. Но одна из самых трагических сцен – гибель возлюбленного Людмилы – снята прямо со смертоносной красотой. Пара бежит по заминированному весеннем саду, и ее нагоняет почти океанская волна взрывов.

Съемки фильма "Незламна"

План сбоку –  деревья в розовом цвету, между ними вздымаются в небо высокие фонтаны земли. План сверху – на зрителя летят белые клубы дыма, черные комья, блестящая сталь осколков. А после этого ливня, обрушившегося  на героев, алая кровь на мертвенно бледных лицах. Картинка завораживает…

Есть в этом фильме и другие странности. Фильм дублирован на украинский, хотя снимался россиянами для российского рынка и можно было ограничиться в нашем прокате украинскими субтитрами. В итоге не только убита оригинальная речь актеров, но и появилась куча несуразиц – одессит рассказывает еврейский анекдот по-украински, финальную фразу произнося по-русски, какие-то документы в кадре командир заполняет по-русски, хотя с бойцом продолжает говорить по-украински.

Странно слышать на украинском и хрестоматийное стихотворение Симонова "Убей его!" — сотни тысяч школьников получали за него "пятерки" на уроках русской литературы. Ну, как говорят в Одессе, то такое.

Главная странность фильма –  "Несгибаемая" (или по-русски "Оборона Севастополя) никак не вписывается в нынешнюю украинскую идеологию отношения к войне. Нет, конечно, он подвиге украинки и многих украинцев в Великой Отечественной (Второй мировой?) войне.

Есть в картине и американский журналист украинского происхождения, задающий Людмиле Павличенко вопросы, на которые она в 42-м не знает ответов – про Голодомор и сталинские лагеря. Находится и вездесущий национальный колорит – на нервном срыве после новости о смерти любимого одна из героинь запевает "Ой, била мене мати…".  

Однако весь пафос фильма ни на йоту не подталкивает к новой официальной традиции — праздновать 8 Мая вместе с Европой. Скорее наоборот — "Несгибаемая" не оставляет ни малейшего шанса  для "десоветизации" истории Великой Отечественной. Ведь киевлянка Павличенко начала свою войну в 41-м, когда на европейском континенте никто Германии уже не сопротивлялся.

Снайпер Павличенко вместе с другими бойцами Красной Армии защищала Севастополь больше семи месяцев — ни одна европейская армия, кроме островной британской, не сопротивлялась немцам больше 2-х. И когда в финале младший лейтенант Павличенко в 42-м, за два года до открытия второго фронта в Европе, говорит союзникам: "Господа, мне 25, я убила 309 фашистов. Вам не кажется, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?" — то при всем уважении к красным макам в петлицах европейцев, георгиевская ленточка 9-го Мая наверняка будет уместнее. 

Съемки фильма "Незламна"

В финале, когда американцы аплодируют стоя комсомолке Павличенко, понятно – нет в этом фильме про войну ничего странного. Это очень хорошее, снятое современным языком, с размахом и масштабными спецэффектами, кино про подвиг советских людей  в Великой Отечественной войне. А вот мы действительно становимся странными — через 70 лет пытаемся найти в той Победе свое особое, украинско-европейское место, стараясь отказаться от советского, "сплошь тоталитарного".

Режиссер Сергей Мокрицкий на премьере фильма "Незламна"

Мы хотим взять из прошлого только то, что подходит нам  сегодняшним. Это не только странно, но и бессмысленно – прошлое не разрежешь, не сепарируешь, не очистишь от "ненужного". В нем было все – и лагеря, и десятки тысяч неоправданных жертв на фронте, и радость Победы, гордость за подвиг советского воина-освободителя. Что-то убрал, заретушировал, закрасил – и красочная картина мира превращается в черно-белую, желто-синюю или любое другое двухцветие. Но это не на долго – человеческую память ведь не обманешь…

Самое читаемое
    Темы дня