наверх
18.04.202408:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Евростандарты от Кабмина: скоро мы будем завидовать нищим

Кредит МВФ и кризис в Украине. (241)

(обновлено: )6832401
Инициативы правительства по наполнению бюджета все больше напоминают попытки еще раз выловить рыбу в осушенном озере или повторно обокрасть уже обворованную квартиру.

Юрий Гаврилечко, эксперт "Фонда общественной безопасности"

Минфин Украины разработал законопроект, в котором предлагается проводить ежегодный пересмотр ставок некоторых налогов и сборов, определенных в абсолютных значениях, с учетом роста индекса потребительских цен (потребительской инфляции) и увеличения индекса цен производителей промышленной продукции. Примечательно, что повышение социальных стандартов на аналогичные же величины (а и прожиточный минимум, и минимальная зарплата и пенсия определены в госбюджете именно целочисленно) Кабмином даже не обсуждается, и подобную идею чиновники, почему-то, не высказывают.

Отмечу, что по данным исследования Washington Post, Украина оказалась на втором месте в мире по темпам инфляции за первый квартал этого года. Согласно расчетам обозревателя издания Мэтта О'Брайена, выше чем у нас в стане инфляция лишь в Венесуэле – на уровне 252%. На этом фоне украинские 111% в год не такие уже и впечатляющее. Но еще недавно ситуация была хуже, так как из-за искусственного и временного укрепления гривны за счет введенных НБУ ограничений на операции с безналичной и наличной валютой темпы инфляции несколько снизились.

Конечно же, официальная статистика приводит совершенно иные цифры. Так, по данным Госстата Украины:

— индекс цен производителей промышленной продукции в феврале 2015 г составлял 104,8%, с начала года — 107,2%,

— индекс потребительских цен в феврале 2015 г – 105,3%, с начала года — 108,6%.

Читайте также: Власть: пенсионеры Украины, живите, как можете, а не можете – умрите

При этом в 2014 году реальный доход населения, определенный с учетом ценового фактора, по сравнению с 2013 годом уменьшился на 8,4%. Размеры же социальных стандартов последний раз пересматривались 1 декабря позапрошлого года. Пересмотр, да и то – незначительный, планируется на 1 декабря 2015 года. К тому времени только официальные показатели инфляции за два прошедших года превысят 60-70%, а увеличение соцстандартов будет не большим 15%. Кстати, никаких тарифов на ЖКХ в прожиточном минимуме нет. То есть, вообще нет, судя по его нынешнему размеру в 1 176 грн. На эти деньги сложно оплатить проживание даже в однокомнатной квартире.

Напомню, что средняя зарплата за январь-февраль этого года составляла всего лишь 3 455 грн в месяц. Также, в Украине, согласно официальной статистике на начало этого года, насчитывалось получателей пенсий, размером выше 15 тыс грн, – 2 349 человек, свыше 6 тыс грн – 5 592 чел, свыше 3 тыс грн – 326 636 чел, от 2 до 3 тыс – 591 711 чел и еще 11 млн, которые получают от 949 до 1428 гривен.

При этом собирать налогов правительство стало больше. И больше в основном за счет роста нагрузки на кошельки физических лиц, с которых стали взимать с начала года на семь налогов, акцизов и сборов больше, чем год назад. Так, за первый квартал 2015 года в общий фонд местных бюджетов, без учета трансфертов, поступило 21 млрд грн, что на 5,5 млрд грн, или на 35,4% больше показателя за аналогичный период прошлого года. В том числе поступления от налога на доходы физических лиц выросли на 14,1%, от платы за землю – на 23,3%. Кроме того, от налога на недвижимость за этот период поступило 45,5 млн грн, от акцизного налога – 1,149 млрд грн.

Проще говоря, при росте инфляции и снижении доходов государство вытащило из карманов граждан на треть больше денег, чем годом ранее, и сейчас готовит законодательную базу для еще большего повышения фискальной нагрузки. Отмечу, что эти меры принимаются практически одновременно с ростом как внешних, так и внутренних заимствований, а госдолг демонстрирует впечатляющие возможности по "растяжению-сжатию", как аккордеон. После впечатляющего роста в  феврале на 500 млрд грн (с 1,1 трлн до 1,6 трлн) в марте он может снизиться примерно на 200 млрд за счет укрепления курса гривны с 30 до 24 грн/1 доллар США.

Рост налоговой нагрузки на граждан происходит параллельно с многократным повышением цен на газ, ростом тарифов на тепло, электроэнергию, горячую и холодную воду, канализацию и т.д.

Основной смысл в подобном — вынудить граждан Украины заниматься исключительно вопросами выживания, не обращая внимания на другую сторону деятельности власти – усиление диктаторских полномочий (большой привет военно-гражданским администрациям с правом проводить и распоряжаться налогами), подготовку к приватизации остатков госсобственности и земли, постепенный переход финансовой системы страны под контроль иностранцев и т.д. Да и от невыполнения обещаний политиков хорошо внимание отвлекает.

Где, к примеру, безвизовый режим с ЕС? Где европейские зарплаты и пенсии? Где продажа президентом своих бизнес-активов? Почему средства, украденные "папиредниками", так и не вернулись в страну? Почему не осуждены убийцы мирных граждан на Майдане? Почему даже Януковичу не предъявлено никаких вменяемых обвинений, и его дело не передано в суд?

Таких "где" и "почему" можно задавать еще множество. Но ответ на них прост до ужаса: пока народ не вынуждает власть работать – власть делает все возможное, чтобы обогащаться за счет народа и не заниматься более ничем. Что мы сегодня и наблюдаем.

Самое читаемое
    Темы дня