наверх
16.04.202415:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кредит МВФ как отсрочка дефолта

Кредит МВФ и кризис в Украине. (241)

(обновлено: )3168160
Казалось бы, экономика Украины получила спасение – на прошлой неделе поступил первый транш в размере 5 млрд долларов от МВФ в рамках новой четырехлетней программы финансирования. Но пока что приход денег МВФ не может стабилизировать гривну.

Иннокентий Адясов, политэксперт

Украинские эксперты очень надеялись, что первый транш кредита МВФ укрепит местную валюту. Однако основная масса средств, который получит Киев, пойдет на погашение внешней задолженности, то есть Украина будет просто рефинансировать свои долги.

Была надежда и на то, что НБУ из своих золотовалютных резервов не будет отвлекать ресурсы для обслуживания внешнего госдолга (на конец текущего февраля ЗВР Украины составили всего 5,6 млрд долларов по сравнению с 19 млрд долларами в начале  2014 года).

Но, видимо, украинские экспортеры не спешат возвращать валютную выручку в страну, не веря в перспективу финансовой стабилизации.

Кроме того, участников валютного рынка смущает тот факт, что значительная часть первого транша МВФ пойдет на рекапитализацию банков, связанных с первыми лицами страны.

Россия не пошла на запуск суверенного дефолта Украины (хотя по условиям размещения и выкупа украинских евробондов Москва могла еще в начале 2015 гола предъявить Киеву к выкупу валютные облигации на общую сумму 3 млрд долларов).

В целом все зарубежные кредиторы Украины настроены весьма пессимистично – Фонд Franklin Resources вместе с другими кредиторами хотят собраться для переговоров с Киевом о реструктуризации облигаций. Сформированная группа представляет интересы держателей около 50% украинских еврооблигаций. Именно от ее позиции будет зависеть исход переговоров.

Держатели украинских облигаций не хотят соглашаться на списание основной суммы долга и считают, что заявленный масштаб сокращения выплат, который должен составить примерно 15 млрд долларов на ближайшие годы, слишком велик.

Читайте также: МВФ: деньги и Конституция Украины

Киев же, тем временем, пытается провести "ползучий дефолт": в прошедшую пятницу Украина предложила держателям ее облигаций обсудить сокращение суммы основного долга и купонных выплат, а также продление сроков обращения бумаг. Министр финансов Наталия Яресько призвала Россию также присоединиться к переговорам.

По оценкам украинских экономистов, держателям облигаций, возможно, придется согласиться на сокращение основной суммы на 40-50%, при снижении купонных выплат до 4%.

Весьма сомнительно, что Россия согласится по факту подарить нынешним украинским властям от 1,2 млрд до 1,5 млрд долларов, а без ее согласия все переговоры о реструктуризации внешней задолженности Украины будут заблокированы.

Упорное нежелание Киева снять экономическую блокаду с "народных республик" явно не смягчает позицию Москвы в вопросах реструктуризации украинского долга. А если Россия не пойдет на реструктуризацию долгов Украины, второго транша от МВФ, скорей всего, не будет.

Радикальное сокращение затрат на обслуживание внешнего долга – одно из базовых  условий предоставления Украине следующих траншев кредитов Международного валютного фонда, причем переговоры с кредиторами Киева должны завершиться до июня.

Иначе второй транш будет заморожен, и украинские власти вновь столкнутся с угрозой суверенного дефолта.

Пока международный финансовый рынок не испытывает оптимизма по поводу возможностей Украины обслуживать свой внешний долг: украинские облигации с погашением в июле 2017 года вечером 13 марта упали на 1,5 цента, до 44,3 центов за доллар, что соответствует доходности в 53,48%, свидетельствуют данные агентства Bloomberg.
То есть похоже, что рынки все-таки настроились на суверенный дефолт Украины.

Как может Киев избежать такого дефолта? Вопрос очень не простой.

Экономический кризис на Украине становится системным, и его не решить, ориентируюсь только на требования (весьма и весьма жесткие) МВФ.

Как представляется, для того, чтобы избежать столь печального сценария украинским властям надо срочно решить два вопроса: найти алгоритм экономических отношений с "народными республиками" и запустить производство.

Экономическая ситуация в "народных республиках" крайне непростая, и чуть ли не основная причина этого – замороженная банковская система.

Нет возможности проводить безналичные расчеты не только в других валютах, но даже в гривнах. Киев сделал сознательную ставку на отсечение неподконтрольных ему территорий от зоны гривны (ну и по ходу экономит, отказавшись выполнять пенсионные и другие социальные выплаты).

Нерешенные финансовые проблемы рано или поздно могут подтолкнуть радикальные силы в "народных республиках" к возобновлению боевых действий.

Что можно сделать в ближайшее время?

Наилучшим выходом из этого стало бы возобновление работы банковской системы на территории "народных республик", что напрямую предусмотрено Минскими соглашениями, под которыми стоит подпись и президента Украины (Ангела Меркель и Франсуа Олланд обещали содействовать этому процессу).

Возобновление работы банковской системы в "народных республиках"  напрямую и в интересах Киева – украинские власти, в случае достижения экономического компромисса с неподконтрольными сейчас территориями, смогут получать столь нужные налоги из потенциально самого мощного экономического региона Украины (безусловно, большая часть налогов должна оставаться в "народных республиках").

Запуск производства на Украине возможен сейчас только в случае гарантированных рынков сбыта экспортной продукции (отметим, что девальвация гривны сделала многие украинские товары  весьма привлекательными для внешних рынков).

Но даже резко подешевевшим украинским товарам очень тяжело попасть на рынки ЕС, несмотря на все заявления Брюсселя о режиме благоприятствования (остается сертификация по нормам ЕС, квоты и другие барьеры).

Украине надо срочно возвращаться на  российский рынок, и это понимают в Киеве. Но как реально это сделать? Пока у украинских властей ответа на этот вопрос нет.
Между тем времени до июня (срока принятия решения о втором транше МВФ) остается немного.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня