наверх
24.04.202415:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

МВФ для Украины честный кредитор или циничный ростовщик?

МВФ, поправки в бюджет и заседание ВР. (88)

(обновлено: )14124301
Международные доноры и МВФ - посредник с недостаточностью капитала намереваются предоставить Украине по программе МВФ 25 млрд. долл. при условии роста энерготарифов и удорожания услуг ЖКХ.

Владимир Матвеев

В рамках новой программы Международного валютного фонда (МВФ) Украина рассчитывает получить 25 млрд долл. "Нам удалось договориться с МВФ про получение следующего транша и расширение программы до 4 лет. Общий объем программы – 25 млрд долл", — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк в интервью украинским телеканалам.

По словам Яценюка, 17 млрд долл. Будут выделены МВФ, еще 7,5 млрд – другими международными донорами.

Кабинет министров 27 февраля утвердил проект Письма о намерениях правительства и Национального банка Украины МВФ и проект Меморандума об экономической и финансовой политике.

Работавшая в Киеве с 12 января по 11 февраля 2015 года миссия МВФ достигла соглашения на уровне персонала с властями Украины о четырехлетней программе EFF объемом SDR12,35 млрд (около $17,5 млрд).

В условиях тяжелого положения самого МВФ, новая программа вместо существующей двухлетней stand-by в объеме $16,67 млрд., предусматривает более широкую международную финансовую поддержку.

Однако в экономику Украины указанные средства не попадут, а стимулируют рост госдолга и ускорят процесс вывода капитала за рубеж. Они будут направлены на спасение страны от дефолта и пополнение резервов НБУ. Это подтверждает и Яценюк: "цель программы – чтобы вы понимали, на пенсии, зарплаты и военные цели никто деньги не дает. Они даются, чтобы страна не попала в дефолт и выполнила свои обязательства".

В то время как Том Фридман и Джордж Сорос считают, что РФ является главной угрозой для Украины, история свидетельствует о том, что значительно большую опасность представляет Международный валютный фонд, пишет The National Interest.

МВФ был создан в конце 40-х годов XX века для поддержания международной стабильности и избегания кризисов отдельных стран. В условиях золотовалютного стандарта (до 1971 года) фонд старался выполнять эти функции.

МВФ был учрежден на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, как "акционерное общество", в котором каждое государство имеет свою квоту. "Контрольный пакет" акций в Фонде получили США, которые могли блокировать неугодное им решение Фонда, либо, наоборот, проводить вместе Великобританией нужное ему решение.

Квота США составляет 17,7%. Всего 10 стран: США, Канада, Япония, Австралия и 6 крупнейших стран Европы (включая почему-то большую долю Нидерландов) – имеют более 50% голосов – контрольный пакет. МВФ расходует фактически их деньги (за исключением Австралии и Канады — 100% их квот обеспечено резервными валютами).

МВФ – это структура для кредитования государств, как представительство ФРС США. Страны получали от МВФ не деньги в долг, а кредит в виде векселя с ограниченной ликвидностью, номинированного в особой квази-валюте, эмитируемой самим фондом – "специальных правах заимствования".

В рамках Ямайской валютной системы "спецправа заимствования" являются одним из официальных резервных активов. SDR был введен вместо "золотого стандарта", и вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота SDR в качестве масштаба стоимости. Так SDR стали мерой международной стоимости, одним из средств международных официальных расчетов.

В этой системе большую роль играют рейтинговые агентства, которые ловко манипулируют статистикой для определения условий выдачи кредита и процентной ставки.

Как правило, формально идет речь о кредите под разрыв платежного баланса, т. е. когда стране не хватает резервных валют.

Для обеспечения возврата, МВФ не берет залоги, но настаивает на выполнении некоторых выработанных МВФ рекомендаций, которые призваны обеспечить нормализацию экономической ситуации в стране и возврат кредита. Представлено это таким образом, что страна берет сама на себя обязательства по следованию стабилизационной программе, принятой собственным правительством и ЦБ, а МВФ — поддерживает эту программу.

Набор требований МВФ включает жесткую денежную и бюджетную политику; либерализацию: финансовых рынков, внешней торговли, валютного курса, сокращение ограничений для иностранных инвестиций;  дерегулирование экономики, приватизацию, защиту прав собственности.

Рецепты МВФ фактически привели к азиатскому финансовому кризису 1997 года, поскольку не учитывали ряд важнейших экономических тенденций, в частности, рост задолженности негосударственного сектора. Но, главное, кредиты МВФ, выданные для того, чтобы избежать девальвации, лишь отсрочили и усилили ее.

Мировой экономический кризис с 2008 году поставил фактически крест на основных принципах политики МВФ. Некоторые развивающиеся страны набрали такие собственные запасы резервных валют, что готовы сами стать донорами. Цель МВФ — международная финансовая стабильность — осталась прежней, однако угроза этой стабильности теперь исходит от основных доноров МВФ.

МВФ может превратиться в консалтинговую компанию.

Несмотря на то, что МВФ был основан и остается эффективным инструментом политики США в мире, документы организации предусматривают периодический пересмотр квот стран.

Последний, 14-й пересмотр квот Фонда был обсужден в 2010 году и решение о пересмотре квот подлежит ратификации. Ряд стран, включая Россию, уже провели ратификацию, однако США с ратификацией умышленно тянут, опасаясь снизить контроль над организацией. БРИКС пытается заставить США ратифицировать решение 2010 года о корректировке квот. Однако вопрос о 14-й корректировке капитала и квот МВФ до сих пор не решается.

Более того, Фонд недееспособен, почти банкрот. В любом случае, долговые расписки правительств будут сохранены, так как долги подписаны в SDR, и изменение структуры СДР не приведет к изменению обязательств выданных в СДР.

На заседании "финансовой двадцатки" в Сиднее, одним из основных вопросов обсуждения был кризис Международного валютного фонда. МВФ становится недееспособной организацией из-за недостаточности капитала, которая порождается кризисом и действиями США.

На сайте Минфина РФ министр Антон Силуанов информирует: "…В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы,  а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях". Следовательно, МВФ выступает посредником: берет деньги под проценты у одной страны или стран и  затем дает кредит другой стране.

МВФ, по мнению ряда экспертов, ведет себя как классический ростовщик. Процент по таким кредитам для другой страны будет иной, чем тот, который Фонд устанавливает при кредитовании за счет собственного капитала. По данным экспертов, ранее полученные кредиты Фонда  обходились государству Украина под 12% годовых. Украине Фонд давал привлеченные деньги. Реальных выплат от МВФ Украина не получает около шести месяцев.

В случае если план МВФ предусматривает, что в течение ближайших четырех лет Украина не будет погашать никаких задолженностей, кредиторы, в частности, РФ, будут возражать.

Однако "сам по себе кредит (МВФ) является еще одним источником неопределенности", пишет The Economist. "МВФ пообещал $ 17,5 млрд. Еще несколько миллиардов долларов могут предоставить другие доноры, включая Европейский союз и Америку. Однако даже если все пойдет по плану – а в этом есть сомнения – сумме еще далеко до $ 40 млрд", — отмечает издание.

Таким образом, в результате договоренностей Украине следует ожидать от МВФ реализацию программы социально-экономических "реформ", которая приведет страну к нищете населения. А также кредит на 25 млрд. долларов для спасения от дефолта.

СПРАВКА:

Страны мира вносят свои валюты в общий фонд по следующей схеме: четверть — в резервных валютах (доллар США, евро, фунт стерлингов, японская иена), а оставшиеся 3/4 — в национальной валюте. Для сведения воедино всех валют создана специальная валюта, используемая лишь в МВФ, — SDR. Как правило, интерпретируется как "специальные права заимствования", однако по сути это скорее фиксация неких прав стран в организации. Термина "заимствование" в названии этой валюты нет. Это не отменяет коварство инструмента, содержимое которого можно менять, а сам долг – остается. В SDR ведутся расчеты и выдаются кредиты МВФ. Ее можно обменять на любую другую валюту, нужную правительству страны.

МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной системы. Ее устройство было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г соглашением стран — членов МВФ. В основу Ямайской валютной системы положен принцип отказа от золотого стандарта.

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Важную роль играют специальные права заимствования SDR. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости.

Ямайская валютная система базируется не на валютных системах отдельных стран, а на законодательно закрепленных межгосударственных принципах. Характерной особенностью Ямайской валютной системы стало введение свободно плавающих курсов валют и отмены роли золота как всеобщего эквивалента.

Ямайская валютная система существует на сегодняшний день. Однако мировой кризис 2008 года привел к необходимости пересмотра некоторых ее аспектов и принципов регулирования межгосударственных отношений.

Самое читаемое
    Темы дня