наверх
24.04.202419:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Миротворцы ООН и ЕС в Украине – сложно выполнимая миссия

Украина: между миром и войной (351)

(обновлено: )1961123
Традиционная картина последнего времени - слова и поступки украинских политиков не стыкуются со здравым смыслом.

Юрий Городненко, политолог, специально для РИА Новости Украина

Заявление министра иностранных дел Украины Павла Климкина о необходимости введения на Донбасс миротворцев (ООН или Евросоюза) и "полицейской миссии ЕС" может вызвать только недоумение. Странно и то, что Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, который был создан как консультативно-совещательный орган, готовящий "квалифицированные рекомендации для главы государства", не только не одернул руководителя внешнеполитического ведомства, но пошел еще дальше. На своем заседании 19 февраля СНБО принял обращение к ООН и ЕС с просьбой развернуть "полицейскую миссию" на линии соприкосновения с ополченцами и на участке украинской границы, которую Киев не контролирует.

Если Киев не остановится на этом и подаст официальную заявку в секретариат ООН, то рискует крайне удивить своей некомпетентностью экспертов организации, которые должны будут подготовить свое заключение для генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Надо заметить, что выводы независимых специалистов являются лишь самым первым этапом прохождения заявки. Опираясь на их мнение генеральный секретарь ООН готовит доклад Совету Безопасности, указывая масштабы предстоящей миссии, необходимые для ее реализации силы, предполагаемые затраты. В случае если члены Совбеза согласны, они принимают соответствующую резолюцию, в которой определяют задачи миротворческой операции. Бюджет миссии утверждает Генеральная Ассамблея ООН, а ее руководство назначается лично Пан Ги Муном. Планирование предстоящей операции осуществляет Департамент операций по поддержанию мира. Он же определяет кадровый состав миротворческой миссии. С этого момента начинается развертывание миротворческих сил: в местах их предстоящей дислокации создается штаб-квартира миссии, а вслед за этим начинают прибывать подразделения миротворцев.

Но прежде, чем вся эта сложная процедура будет запущена, должно быть выполнено главное условие рассмотрения заявки на ввод миротворцев — обе стороны обязаны согласиться на прекращение огня и проведение миротворческой операции. Эти требования появились после того как две миссии Организации Объединенных Наций закончились провалом  — в Сомали 1992-1995 годов и в Боснии 1993-1995 годов. В обоих случаях миротворцев вводили прежде, чем конфликтующие стороны дали согласие на проведение операции.

В условиях, когда огонь в зоне конфликта не прекращен, а ввод контингента ООН не одобрен всеми участниками военных действий, сомнительно, что эксперты Организации Объединенных Наций дадут положительное заключение. Глава внешнеполитического ведомства Украины и члены СНБО должны были бы знать об этом. А значит, прежде чем говорить о миротворческой операции, обязаны были решить две задачи: прекратить обстрелы Донецка, Луганска, Горловки и других городов Донбасса; вступить в переговоры с ополченцами с целью получения согласия на ввод миротворческого контингента. Ни то, ни другое не сделано.

В этих условиях генеральный секретарь вправе вообще не выносить заявку Киева на рассмотрение Совета Безопасности ООН. А если даже это произойдет, то при наличии отрицательного заключения экспертов, у постоянных членов  Совбеза есть правовые основания  наложить  вето.

Еще более абсурдным и некомпетентным является заявление о "полицейской миссии" ЕС. ООН имеет столь же негативный опыт подключения региональных объединений к своим миротворческим миссиям, как и в ситуации с вводом миротворцев при отсутствии согласия сторон. Когда войска Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) с разрешения Организации Объединенных Наций вошли в Либерию в 1993 году, гражданская война усилилась и перешла в затяжную фазу — продолжалась еще 10 лет. Возглавляемая НАТО коалиция, действовавшая  совместно с миссией ООН, не только не остановила военные действия в Афганистане, но еще больше дестабилизировала страну. Неудачей закончилось подключение региональных объединений к разрешению конфликтов на территории бывшей Югославии.

Украинским дипломатам надо было бы знать и то, что в последние десятилетия у Организации Объединенных Наций выработалась практика лишь в редких случаях подключать к миротворческим операциям западные страны. Считается, что Запад имеет прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов и в результате его представители не могут сохранять беспристрастность и нейтралитет при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах. Поэтому для миротворческих миссий в основном привлекают военнослужащих из стран Южной Азии, Африки, Латинской Америки.

Наконец, руководству украинского внешнеполитического ведомства и членам СНБО стоило вспомнить, что из 64 миротворческих миссий ООН после 1945 года ни одна не привела к разрешению конфликта. В лучшем случае они лишь приостанавливали и замораживали их на время. Примером является миссия ООН на Ближнем Востоке. Она работает с 1948 года и до сих пор не в состоянии разрешить спорные вопросы, существующие между евреями и арабами с момента провозглашения независимости Израиля.

Очевидно и то, что ввод миротворческих войск в Донецкую и Луганскую области не разрешит конфликт.

И уж полным абсурдом является призыв заместителя министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, который  призвал готовиться к "полномасштабной войне" с Россией, подчеркивая, что Украина "не боится вступить в конфликт с ядерной державой".  Делает это, когда глава украинского внешнеполитического ведомства говорит о миротворчестве. 

Читайте также: Бортник: отвод вооружений в зоне АТО — это игра в кошки-мышки

Мало того, что украинские дипломаты проявляют некомпетентность и незнание основополагающих принципов работы Организации Объединенных Наций, они еще и демонстрируют неспособность координировать свои действия – министр иностранных дел говорит одно, а его заместитель прямо противоположное.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.
Самое читаемое
    Темы дня