наверх
20.04.202412:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Мобилизация как элемент экономической и политической борьбы

Мобилизация в Украине. Господа офицеры, в строй! (484)

(обновлено: )313674
В течение уже почти десяти месяцев в Украине продолжается проведение Антитеррористической операции. Как пишет Юрий Гаврилечко, никогда еще войны не выигрывались исключительно за счет действий армии.

Юрий Гаврилечко, эксперт "Фонда общественной безопасности"

Не называя АТО войной, украинские власти проводят очередную, четвертую по счету (начиная с мая 2014 года) волну мобилизации. Чем дольше она проходит, тем больше проблем она вызывает и, тем сильнее звучат голоса ее противников. Отечественные СМИ все больше внимания уделяют вопросам социальным, патриотическим и военным. При этом политические и, в особенности, экономические риски мобилизации остаются вне их внимания и интереса.

Украина, с момента провозглашения независимости позиционировала себя как миролюбивое и внеблоковое государство, которое ни с кем воевать не собирается. То есть в качестве возможных противников не рассматривался никто. Ни одна соседняя страна не определялась как будущий агрессор или жертва. Потому и планов мобилизации на случай войны у Украины даже быть не могло. Точнее, не могла быть, и нет до сих пор, именно украинского плана мобилизации. Она началась и проходит хаотически, местами – стихийно, по наработкам, оставшимся еще со времен СССР.

А ведь с тех пор многое изменилось. Особенно в устройстве экономики страны. Нынешние же мобилизационные планы, которые отражают потребности армии в солдатах и офицерах, но никак не корреспондируются с потребностями экономики. Никогда еще войны не выигрывались исключительно за счет действий армии. Без адекватного финансирования и материально-технического обеспечения воевать будет просто нечем. Именно поэтому так важно соблюдать баланс между потребностями в людях у фронта и тыла.

Последствия несоблюдения подобного баланса очень быстро окажут негативное влияние на все стороны жизни. Кроме того, в современных украинских условиях, отсутствие четких критериев мобилизации, отвечающих такому балансу, вызовет и политические последствия.

Какие же проблемы уже выявил процесс хаотической мобилизации? Как минимум, следующие:

— 15-го января Верховная Рада Украины приняла изменения в ст.119 КЗоТа, дополнив её четвертым пунктом со следующим содержанием: "За работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности, более чем на один год". Не имея информации о том, кого и в каком количестве коснется мобилизация, директора и владельцы предприятий, с целью снижения убытков, будут и дальше платить зарплаты в конвертах, а то и увольнять сотрудников-мужчин призывного возраста, сохраняя за ними рабочее место и оплату труда но… абсолютно "в черную". Это приведет к снижению поступлений в госбюджет и Пенсионный фонд;

— мобилизация ключевых специалистов (директора, главного бухгалтера, главного инженера и т.д.) или значительного числа сотрудников с одного предприятия может вызвать его остановку, закрытие и/или банкротство. Вслед за этим такая же судьба может постичь и партнерские предприятия. Демобизовавшись, сотрудники такого предприятия пополнят армию безработных. Как следствие, очередные убытки для государственной казны;

— мобилизация директора малого/среднего предприятия, который часто является и его владельцем может не только привести к прекращению его работы, но и сделать мобилизованного уголовным преступником: не успеет передать полномочия или не закроет предприятие и сразу попадет под статью о преследовании за невыплаченную зарплату/неуплаченные вовремя налоги;

— мобилизацию попытаются использовать как инструмент недобросовестной конкуренции. Так как коррупцию в Украине еще никто не поборол, то взятка военкому со стороны бизнесмена может оставить без повесток его сотрудников и лишить персонала его конкурента;

— под угрозой оказываются и местные выборы. Точнее, с помощью мобилизации можно заранее обезопасить себя от части политических конкурентов. Причем, таким образом, могут действовать как представители власти, заинтересованные в отсутствии серьезных соперников, так и иные политические силы в борьбе между собой. Кроме самого факта взятки, все остальное будет совершенно законным – повестки-то выпишут согласно всем требованиям действующего законодательства. Не придерешься.

Механизмы применения и критерии для брони (законодательной защиты от призыва), оставшиеся со времен Советского Союза вполне позволяют осуществить все выше перечисленное. Их надо срочно пересматривать. В противно случае, падение экономики будет искусственно стимулироваться мобилизацией. Хаотическая мобилизация способна нанести вред экономике Украины намного больший, чем сама по себе война. И задача государства свести его к минимуму.

Что следовало бы сделать в первую очередь

Для исправления ситуации необходимо создать, для начала, межведомственную комиссию, в которую бы кроме чиновников Минфина, Миэкономики, Минобороны, Госстата и СНБО (возможно и других госучреждений), вошли бы представители крупнейших организаций работодателей и профсоюзов. Первоочередными задачами, которые должна была бы решить Комиссия, я вижу следующие:

— установление нижней границы расходов на ведение военных действий, ниже которой невозможно обеспечивать обороноспособность страны в военное время при тех рисках и условиях, которые проистекают из оценки текущего момента;

— определение доли налоговых поступлений, которые можно было бы перераспределить в пользу нужд обороны за счет сокращения иных бюджетных расходов с целью минимизации риска оставить ту или иную отрасль народного хозяйства без средств, для обеспечения финансирования обороны выше уровня установленной границы;

— проверку любых изменений в фискальное и регуляторное законодательство, предлагаемых субъектами законодательной инициативы на предмет рисков снижения поступлений в бюджет из-за неадекватного усиления давления на бизнес или же роста госрасходов на непрофильные нужды;

— принятие решения рекомендовать правительству по реструктуризации госдолга вплоть до временного прекращения всех выплат по его обслуживанию. Тоже самое имеет смысл рекомендовать и в отношении муниципальных облигаций. Кстати, 11 млрд долларов США, которые Украины должна выплатить в этом году только в с счет погашения и обслуживанию внешнего госдолга, это по текущему курсу больше 250 млрд грн (почти 55% госбюджета);

— определение перечня предприятий (с учетом современных реалий), которые должны обеспечивать выполнение оборонного заказа и сотрудники которых не могут быть призваны по мобилизации, так как их работа в тылу более важна для обеспечения обороноспособности, чем использование в качестве солдат;

— формирование порядка призыва сотрудников предприятий с целью максимального возможного сохранения его работоспособности. Создание критериев брони для сотрудников предприятий с учетом важности их работы и сложнозаменимости в зависимости от специальности. Закрепление в законе запрета на мобилизацию более чем некой определенной части от общего числа наемных работников;

— введение моратория на мобилизацию кандидатов в депутаты всех уровней с момента начала избирательной кампании и до фиксации её результатов ЦИК, в том числе и на основании судебных решений.

Если не учитывать экономические аспекты мобилизации при ее проведении, и не решить возникающие проблемы уже сейчас, то Украина окажется не способной себя защитить – на ведение войны просто не будет денег. Надежды на то, что финансировать украинскую армию будут "иностранные инвесторы", как минимум – глупы, а как максимум – преступны. Потому что кто вооруженные силы финансирует, за интересы того они и воюют. Уверенность же некоторых политиков, часто демонстрируемая в последнее время, что восстанавливать страну после войны можно будет за счет западных кредитов также же ни на чем не основана. Внутренние проблемы нам придется решать самостоятельно. И именно поэтому так важно сохранить экономику страны на том уровне, на котором она будет способна обеспечить деньгами послевоенное строительство. Один из шагов на этом пути – грамотное проведение мобилизации.

Самое читаемое
    Темы дня