Юрий Гаврилечко, эксперт "Фонда общественной безопасности"
Не называя АТО войной, украинские власти проводят очередную, четвертую по счету (начиная с мая 2014 года) волну мобилизации. Чем дольше она проходит, тем больше проблем она вызывает и, тем сильнее звучат голоса ее противников. Отечественные СМИ все больше внимания уделяют вопросам социальным, патриотическим и военным. При этом политические и, в особенности, экономические риски мобилизации остаются вне их внимания и интереса.
Украина, с момента провозглашения независимости позиционировала себя как миролюбивое и внеблоковое государство, которое ни с кем воевать не собирается. То есть в качестве возможных противников не рассматривался никто. Ни одна соседняя страна не определялась как будущий агрессор или жертва. Потому и планов мобилизации на случай войны у Украины даже быть не могло. Точнее, не могла быть, и нет до сих пор, именно украинского плана мобилизации. Она началась и проходит хаотически, местами – стихийно, по наработкам, оставшимся еще со времен СССР.
А ведь с тех пор многое изменилось. Особенно в устройстве экономики страны. Нынешние же мобилизационные планы, которые отражают потребности армии в солдатах и офицерах, но никак не корреспондируются с потребностями экономики. Никогда еще войны не выигрывались исключительно за счет действий армии. Без адекватного финансирования и материально-технического обеспечения воевать будет просто нечем. Именно поэтому так важно соблюдать баланс между потребностями в людях у фронта и тыла.
Последствия несоблюдения подобного баланса очень быстро окажут негативное влияние на все стороны жизни. Кроме того, в современных украинских условиях, отсутствие четких критериев мобилизации, отвечающих такому балансу, вызовет и политические последствия.
Какие же проблемы уже выявил процесс хаотической мобилизации? Как минимум, следующие:
— 15-го января Верховная Рада Украины приняла изменения в ст.119 КЗоТа, дополнив её четвертым пунктом со следующим содержанием: "За работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности, более чем на один год". Не имея информации о том, кого и в каком количестве коснется мобилизация, директора и владельцы предприятий, с целью снижения убытков, будут и дальше платить зарплаты в конвертах, а то и увольнять сотрудников-мужчин призывного возраста, сохраняя за ними рабочее место и оплату труда но… абсолютно "в черную". Это приведет к снижению поступлений в госбюджет и Пенсионный фонд;
— мобилизация ключевых специалистов (директора, главного бухгалтера, главного инженера и т.д.) или значительного числа сотрудников с одного предприятия может вызвать его остановку, закрытие и/или банкротство. Вслед за этим такая же судьба может постичь и партнерские предприятия. Демобизовавшись, сотрудники такого предприятия пополнят армию безработных. Как следствие, очередные убытки для государственной казны;
— мобилизация директора малого/среднего предприятия, который часто является и его владельцем может не только привести к прекращению его работы, но и сделать мобилизованного уголовным преступником: не успеет передать полномочия или не закроет предприятие и сразу попадет под статью о преследовании за невыплаченную зарплату/неуплаченные вовремя налоги;
— мобилизацию попытаются использовать как инструмент недобросовестной конкуренции. Так как коррупцию в Украине еще никто не поборол, то взятка военкому со стороны бизнесмена может оставить без повесток его сотрудников и лишить персонала его конкурента;
— под угрозой оказываются и местные выборы. Точнее, с помощью мобилизации можно заранее обезопасить себя от части политических конкурентов. Причем, таким образом, могут действовать как представители власти, заинтересованные в отсутствии серьезных соперников, так и иные политические силы в борьбе между собой. Кроме самого факта взятки, все остальное будет совершенно законным – повестки-то выпишут согласно всем требованиям действующего законодательства. Не придерешься.
Механизмы применения и критерии для брони (законодательной защиты от призыва), оставшиеся со времен Советского Союза вполне позволяют осуществить все выше перечисленное. Их надо срочно пересматривать. В противно случае, падение экономики будет искусственно стимулироваться мобилизацией. Хаотическая мобилизация способна нанести вред экономике Украины намного больший, чем сама по себе война. И задача государства свести его к минимуму.
Что следовало бы сделать в первую очередь
Для исправления ситуации необходимо создать, для начала, межведомственную комиссию, в которую бы кроме чиновников Минфина, Миэкономики, Минобороны, Госстата и СНБО (возможно и других госучреждений), вошли бы представители крупнейших организаций работодателей и профсоюзов. Первоочередными задачами, которые должна была бы решить Комиссия, я вижу следующие:
— установление нижней границы расходов на ведение военных действий, ниже которой невозможно обеспечивать обороноспособность страны в военное время при тех рисках и условиях, которые проистекают из оценки текущего момента;
— определение доли налоговых поступлений, которые можно было бы перераспределить в пользу нужд обороны за счет сокращения иных бюджетных расходов с целью минимизации риска оставить ту или иную отрасль народного хозяйства без средств, для обеспечения финансирования обороны выше уровня установленной границы;
— проверку любых изменений в фискальное и регуляторное законодательство, предлагаемых субъектами законодательной инициативы на предмет рисков снижения поступлений в бюджет из-за неадекватного усиления давления на бизнес или же роста госрасходов на непрофильные нужды;
— принятие решения рекомендовать правительству по реструктуризации госдолга вплоть до временного прекращения всех выплат по его обслуживанию. Тоже самое имеет смысл рекомендовать и в отношении муниципальных облигаций. Кстати, 11 млрд долларов США, которые Украины должна выплатить в этом году только в с счет погашения и обслуживанию внешнего госдолга, это по текущему курсу больше 250 млрд грн (почти 55% госбюджета);
— определение перечня предприятий (с учетом современных реалий), которые должны обеспечивать выполнение оборонного заказа и сотрудники которых не могут быть призваны по мобилизации, так как их работа в тылу более важна для обеспечения обороноспособности, чем использование в качестве солдат;
— формирование порядка призыва сотрудников предприятий с целью максимального возможного сохранения его работоспособности. Создание критериев брони для сотрудников предприятий с учетом важности их работы и сложнозаменимости в зависимости от специальности. Закрепление в законе запрета на мобилизацию более чем некой определенной части от общего числа наемных работников;
— введение моратория на мобилизацию кандидатов в депутаты всех уровней с момента начала избирательной кампании и до фиксации её результатов ЦИК, в том числе и на основании судебных решений.
Если не учитывать экономические аспекты мобилизации при ее проведении, и не решить возникающие проблемы уже сейчас, то Украина окажется не способной себя защитить – на ведение войны просто не будет денег. Надежды на то, что финансировать украинскую армию будут "иностранные инвесторы", как минимум – глупы, а как максимум – преступны. Потому что кто вооруженные силы финансирует, за интересы того они и воюют. Уверенность же некоторых политиков, часто демонстрируемая в последнее время, что восстанавливать страну после войны можно будет за счет западных кредитов также же ни на чем не основана. Внутренние проблемы нам придется решать самостоятельно. И именно поэтому так важно сохранить экономику страны на том уровне, на котором она будет способна обеспечить деньгами послевоенное строительство. Один из шагов на этом пути – грамотное проведение мобилизации.