наверх
18.09.202017:33
Курсы валют НБУ
  • USD28.11- 0.01
  • EUR33.17- 0.21

Транзитный ва-банк Газпрома. "Турецкий поток" и его последствия

(обновлено: )7587434
"Турецкий поток" Газпрома является высокорисковым политическим проектом, направленным на кардинальные изменения правил игры на газовом рынке Европы. Однако, в случае его реализации, Украина может поставить крест на своих европейских газовых проектах.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ

Заявления Предправления Газпрома Алексея Миллера, озвученные по итогам встречи с заместителем председателя Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем, по сути, ответ Москвы на многочисленные инициативы Европейского Союза по изменению правил функционирования газового рынка Европы.

Переформатирование "Южного потока" в "Турецкий поток" свидетельствует о намерениях Газпрома кардинально изменить правила поставок газа европейским потребителям и минимизировать объемы транзита по территории Украины и стран Восточной Европы, принявшим участие в организации реверсных поставок Киеву. Так руководство российской монополии решило использовать аргументы Брюсселя (Третий энергопакет и создание Энергосоюза) против него же самого, а заодно наказать "непокорных", принявших участие в организации реверса в Украину.

Прежде всего, это отказ Газпрома от участия в строительстве газовой инфраструктуры на территории Европейского Союза. Именно прокладка газопроводов по территории ЕС было основным камнем преткновения, поскольку Брюссель настаивал на необходимости распространения действия Третьего энергопакета на газовую инфраструктуру. Это давало бы возможность использовать ответвление ЮП до австрийского Баумгартена для транзита азербайджанского газа. Фактически это направление повторяло маршрут проекта Nabucco West от которого ЕС отказался несколько лет назад. В случае реализации "Турецкого потока", европейские компании будут вынуждены самостоятельно строить данный газопровод для получения российского газа на границе Турции и Греции. Этот же газопровод, безусловно, может быть также использован для доставки и азербайджанского газа в Центральную Европу по всем правилам европейского энергозаконодательства.

Вторым существенным моментом, говорящим в пользу возможной реализации проекта является то, что Газпром согласился с созданием в ЕС единого газового рынка, но, условием такого согласия является поставки основных объемов российского газа по турецкому, а не украинскому и восточноевропейскому направлениям. По словам Алексея Миллера "мы свою стратегию и дальнейшие действия строим, исходя из плана создания в ЕС Энергетического союза. Для нас это новые вызовы и возможности. Надеемся, что создание Энергетического союза никоим образом не приведет к снижению надежности и безопасности энергопоставок". Звучит издевательски, но с правовой точки зрения — не подкопаешься.

Как Россия планирует изменить свое участие в газовом транзите, смотрите в инфографике РИА Новости Украина

На пути реализации "Турецкого потока" стоят и другие формальные препятствия в виде существующих договоров на поставку и транзит российского газа, где четко обозначены точки передачи газа. Впрочем, на сегодня отсутствует и договор между Россией и Турцией, определяющий рамки нового проекта. И говорить о том, что проект вошел в стадию активной реализации можно будет лишь тогда, когда хотя бы один из существующих на сегодня контрактов между Газпромом и европейскими компаниями будет пересмотрен.

В Киеве очень нервно отреагировали на заявления руководителя Газпрома, назвав намерения перебросить основной объем транзита на "Турецкий поток" "экономически нецелесообразными" и "политическим блефом". Вместе с тем, если руководству российского монополиста удастся преодолеть юридические преграды, это крайне негативно отразится на позициях Украины и сопредельных государств Восточной Европы.

Прежде всего, Киев потеряет статус основного транзитера российского газа. Даже если "Турецкий поток" будет реализован наполовину, объемы транзита по территории Украины составят не более 30 млрд. кубических метров в год. Это в свою очередь ведет к нерентабельности функционирования ГТС в существующем виде (половину мощностей придется консервировать). Кроме того, необходимо будет строительство внутриукраинских интерконнектров для обеспечения тех регионов, который окажутся без газа из-за остановки транзита по тому или иному маршруту. При этом финансовые потери понесут та же Словакия, Польша и Венгрия, через территорию которых осуществляется транзит российского газа дальше в ЕС.

Естественно, что ни о каких СП по управлению ГТС и подземными хранилищами и речи быть не может, поскольку реализация этих проектов напрямую зависит от объемов транзита по территории Украины. Также под вопросом окажутся реверсные поставки, поскольку избыточных объемов на западной границе Украины просто физически не будет.

Насколько намерения Газпрома станут реальными, мы увидим уже в самое ближайшее время. Главное, что в такой ситуации ЕС оказывается перед достаточно непростым выбором: поддержать сохранение транзита через Украину, отказавшись от пересмотра договорной базы, согласившись на сохранение действия Третьего энергопакета по отношению к "Северному потоку" (в части газопровода OPAL) и предоставив финансирование для модернизации украинской ГТС, либо согласиться с новыми условиями поставок российского газа, которые формально полностью соответствуют европейскому энергозаконодательству и обеспечивают треть поставок газа потребителям Евросоюза.

Самое читаемое
    Темы дня