наверх
08.07.202013:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.93- 0.20
  • EUR30.41- 0.31

Землянский: Украина сама себя загнала в энергетический котел

(обновлено: )4210143
Намерения правительства добиться энергетической независимости Украины привели к совершенно обратному результату: усилению импортозависимости и ухудшению финсостояния энергокомпаний. Под угрозой оказалась целостность энергосистемы и прохождение отопительного сезона.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ

По новым данным разведки

Мы воевали сами с собой

Борис Гребенщиков

2005 год стал началом усиления импортозависимости Украины. Из-за желания правительства Юлии Тимошенко административными методами удержать цены на топливо в стране разразился бензиновый кризис.

В итоге были отменены ввозные пошлины на импортные нефтепродукты, что имело гибельное последствие для украинской нефтепереработки. С 52 млн. тонн нефти, которую Украина перерабатывала в 90-м на 6 НПЗ, страна пришла к 2 млн тонн переработки сырой нефти на единственном "живом" Кременчугском НПЗ в 2014 году, работающем в пользу отдельно взятой группы "Приват", и 85% зависимости Украины от импортных поставок нефтепродуктов. 

Естественно, не только пошлины стали причиной развала. Приватизация за бесценок крупнейших заводов на довольно необязательных к исполнению инвестиционных условиях, без последующего их пересмотра, стала ключевым фактором развала отрасли.

Читайте также: Скандал в "Укринтерэнерго", уголь и веерные отключения

В итоге два завода остановлены, два превращены в нефтебазы той же группы "Приват", а один законсервирован навсегда. 

Что это означает для страны сегодня, хорошо иллюстрируют расчеты президента Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука. "В начале октября бензин А-95 стоил в Украине 1,22 $/литр, а на сегодня 17 декабря уже 0,77 $/литр. Это — хорошая новость! Плохая же новость состоит в том, что сегодня операторы покупали валюту в диапазоне 19,5 — 20,05 грн/$. Это означает, что на АЗС следует ожидать +3 грн/литр к той цене, которую вы видите на АЗС".

В том же 2005 году появились предпосылки для первого газового конфликта с РФ. Его результатом стало изменение в начале 2006 года договорной базы по поставкам в Украину российского газа и переход на денежные расчеты.

Свое логическое завершение эти события получили три года спустя, когда были подписаны контракты Путина-Тимошенко 2009 года на поставку и транзит российского газа, что привело к двукратному росту цены на газ для Украины.

Правительство Николая Азарова в течение трех лет пыталось компенсировать последствия таких решений.

Вначале путем подписания Харьковских договоренностей, когда впервые появилась так называемая "стодолларовая скидка", а уже в разгар майдана было подписано допсоглашение, зафиксировавшее цену на уровне 268,5 долл. за тыс. кубометров на первый квартал 2014 года.

Постмайданное правительство Арсения Яценюка в газовом вопросе пошло довольно странным путем, с точки зрения европейских правил торговли газом.

Сначала, максимально безоплатно отобрав газ в первые два квартала, заявило о готовности рассчитываться и в дальнейшем закупать российский газ исключительно по цене 268,5 долл. за тыс. кубометров, хотя действие допсоглашения было аннулировано.

А после приостановки "Газпромом" поставок, вообще заявило о выходе из переговоров с "Газпромом", подаче иска в Стокгольмский арбитраж и отказе от использования российского газа при прохождении отопительного сезона, и замене его реверсными поставками из Европы. 

Спустя полгода в Брюсселе был подписан ряд документов, согласно которым Украина вернулась к действующему контракту 2009 года в вопросе ценообразования. Также была временно восстановлена стодолларовая скидка на газ в виде отмены 30% экспортной пошлины на поставки российского газа в Украину.

В итоге цена на газ в 4 квартале составила 378 долл. за тыс. кубометров. По сути, были приняты предложения российской стороны, которые были сделаны еще в июне.

А в ноябре, глава "Нафтогаза" Андрей Коболев подтвердил, что до конца отопительного сезона Украине потребуется 5 млрд. кубометров российского газа. 

Парадокс ситуации состоит в том, что по версии Кабмина Яценюка Ver.1.0, в Украине будет существенно сокращено потребление газа, что позволит избавиться от зависимости от российского газа. А вот согласно прогнозному балансу газа правительства Яценюка ver.2.0, Украина импортирует до конца 2014 г 14,9 млрд м3 российского газа, а импорт по реверсной схеме из стран ЕС — 5 млрд м3.

При этом общий объем потребления составит 53 млрд. кубометров, из которых 32,5 млрд. кубометров будет импортный газ. Для сравнения в 2013 г объем потребления составил 50,4 млрд м3.

Следовательно, бодрые заявления премьера относительно проведения мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности либо оказались провальными, либо не проводились вовсе, поскольку по сравнению с прошлым годом рост потребления природного газа составил 2,5 млрд. кубометров.

Кроме того, Яценюк постоянно говорил о том, что реверсный газ на сегодня составляет 60% импорта, а по факту выходит всего лишь 25%.  

Еще одним просчетом правительства стала активная пропагандистская кампания относительно отказа от использования газа и перехода на электрооборудование.

Даже если отбросить неготовность большей части внутридомовых сетей к дополнительным нагрузкам, не была проведена подготовка к увеличению мощностей украинской генерации для обеспечения возросшей потребности в электроэнергии.

Кроме того, эскалация конфликта на Донбассе привела к блокированию основных производителей угля для украинских ТЭС, покрывающих пиковые нагрузки в сети. Порядка 60 шахт на Донбассе остановили свою работу из-за боевых действий.

Читайте также: Угля Донбасса Украине хватило бы на 2,5 месяца – эксперт

В январе-ноябре Украина снизила добычу угля на 19,2% — до 61,5 млн т, в ноябре добыча упала на 44,2% — до 4,1 млн т. Всего Украина может потерять 19 млн т добычи угля по итогам 2014 года.

Правительством своевременно не была взята в расчет временная, финансовая и логистическая составляющая для замещения украинского угля импортным. Достаточно вспомнить, что нынешний министр энергетики Владимир Демчишин, будучи главой НКРЭКУ, три месяца рассматривал обращение представителей тепловой генерации относительно пересмотра тарифов для закупки угля за рубежом. 

В результате, объем угля на складах ТЭС в 4 раза ниже необходимого объема. Запасы дефицитного угля А/Т составляют менее 200 тыс т, на котором работают 7 из 14 украинских ТЭС. (для сравнения, на 01.12.2014 запасов угля А/Т было 336 тыс. т, а год назад 2 млн т).

Для нормального прохождения зимнего отопительного сезона ежемесячная потребность в угле марок А/Т оценивается в 1,2 млн т. Из них только 400 тыс. т может быть доставлено через порты.

Остальной уголь может поступать либо из Донбасса, а именно из Луганской области, где добывается больше всего антрацита, и на складах государственных и частных шахт лежит около 4 млн т угля (из них 2,5 млн т — антрацит ДТЭК), либо из России.

Но Россия без пояснения причин в конце ноября остановила поставку угля в Украину. 

Самым удивительным является тот факт, что до сих пор правительством не создан кризисный штаб, учитывая, что энергетика оказалась на грани коллапса, а проблема поставок угля на украинские ТЭС из экономической плоскости перешла явно в сферу политики и межгосударственных отношений. 

Либо вневедомственная группа, в состав которой должны были бы войти представители заинтересованных министерств и ведомств. История независимой Украины знает такие примеры, когда веерные отключения проводились в конце 90-х.

Вместо этого, Кабмин принимает решение о начале импорта электроэнергии из России, а на украинском рынке появляются непонятные кипрские посредники, которые готовы взять на себя поставки электроэнергии из РФ. 

В том случае, если конфликт на Востоке Украины будет заморожен, ситуация с высокой импортозависимостью страны в энергетической сфере может значительно усугубиться. Прежде всего, в электроэнергетической сфере, когда Украина превратится из производителя и экспортера электроэнергии в импортера и транзитера российской электроэнергии. 

Помимо этого, снижение объемов транзита газа по украинскому направлению (ожидается 60 млрд. кубов по итогам года) создает риски для надежности и стабильности реверсных поставок газа из ЕС, поскольку используемая европейскими поставщиками схема своп-операций может не сработать в условиях отсутствия необходимых объемов российского газа на восточных границах Европы. 

Читайте также: Бюджет-2015: шок без возможной терапии на местах

Таким образом, по состоянию на конец 2014 года Украина оказалась в своеобразном котле полной зависимости от импорта энергоносителей в страну. Основная причина — отсутствие стратегического планирования развития отрасли и оперативного реагирования на возникающие угрозы энергетической безопасности государства. 

Самое читаемое
    Темы дня