наверх
20.04.202415:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Блокада Донбасса и Минск–2

Блокада Донбасса (399)

(обновлено: )176672
Кажется, что после создания коалиции в Верховной Раде, Киев решил пойти на радикальное решение проблемы "народных республик".

Иннокентий Адясов, политэксперт для РИА Новости Украина

Кажется, что после создания коалиции в Верховной Раде (хотя состав Кабмина до сих пор не ясен), Киев решил пойти на радикальное решение проблемы "народных республик".

Объявленная президентом Порошенко финансовая и экономическая блокада самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" имеет основной целью экономически задушить эти территории и спровоцировать массовое недовольство внутри этих республик, что значительно облегчит задачу реинтеграцию Донбасса в страну.

Читайте также: Как выживают в Донецке и его окрестностях: бомбоубежища, холод и разруха

В общем, тактика не новая, вопрос, скорее, в том, насколько она будет успешной. Сейчас на не подконтрольных Киеву территориях неработающая банковская, фискальная и пенсионная система (хотя власти "ДНР" и заявили недавно о создании собственного пенсионного фонда и "Национального банка").

Жизнь оставшихся жителей все больше начинает строиться на принципах прямого распределения оставшихся резервов продовольствия, топлива и лекарств, а также раздаче российской гуманитарной помощи.

Последние указы Порошенко имеют целью и резкое сокращение объема гривневой массы в мятежных республиках: если не переводятся пенсии и социальные пособия, заблокированы карточки, финансовые переводы на счета еще немногих работающих предприятий, откуда взяться в обращении деньгам?

Как показывает история, в условиях развала товарно-денежных отношений власть будет вынуждена перейти к практике прямого изъятия ресурсов, но такая практика не может длиться долго.

Национализация и двойное налогообложение

Руководству "народных республик" нужно срочно запускать экономику, а это невозможно сделать без понимания той модели, по которой экономика "ДНР" и "ЛНР" будет работать.

Летом этого года в "народных республиках" была крайне популярна идея тотальной национализации, прежде всего собственности олигархов.

Считалось, что "народная власть" сможет управлять шахтами, электростанциями, металлургическими и химическими предприятиями более эффективно, чем делали это, к примеру, Ахметов или Тарута (парадоксально, но сейчас идея "национализации собственности олигархов " становится все популярней уже непосредственно на Украине. Киев тоже находится в поисках модели экономического развития).

Но на Донбассе от этой идеи пришлось отказаться, промышленность "народных республик" не может работать в условиях автаркии (кроме некоторых предприятий, работающих непосредственно на оборону). Донбасские предприятия были очень плотно интегрированы в обшеукраинский рынок.

И потихоньку начинают звучать  предложения (возможно, не без совета из России) вернуть активы прежним собственникам (речь идет прежде всего о Ринате Ахметове и представителях "семьи" Януковича) при условии их перерегистрации на территории "народных республик" и уплаты налогов в бюджет "ДНР" и "ЛНР".

Но в результате может получиться, что собственникам придется платить двойной налог: на территории "народных республик", чтобы избежать возможности их национализации, и в Киеве, чтобы иметь возможность поставлять свою продукцию с территории "ДНР" и "ЛНР".

Примерно подобная практика существует в Приднестровье: от хозяйствующих субъектов на территории ПМР требуют регистрацию с уплатой всех налогов и пошлин в Молдавии.

В противном случае продукция из ПМР не может экспортироваться и вообще вывозиться с территории  непризнанной республики.

Такое фактически двойное налогообложение очень серьезно понизит конкурентоспособность  продукции из "народных республик" и никоим образом не поспособствует экономическому восстановлению региона.

Возможно, тому же Ахметову и было бы выгодно пойти на некий компромисс на Донбассе ради сохранения своих активов в "народных республиках", но он опасается за свои активы на территории Украины – в условиях нарастающей олигархической войны, они могут быть просто у него изъяты.

Донбасс и газ из России

Практически с самого появления "народных республик" их руководство открыто заявляло, что при решении своих экономических проблем основную ставку делает на материальную и финансовую помощь России.

"ДНР" и "ЛНР" хотели получить кредит от РФ в несколько десятков миллиардов рублей и покупать российский газ напрямую, по цене примерно 200 долларов за тысячу кубометров (для Украины, с учетом всех  скидок на зимний период, "Газпром" определил тариф в 378 долларов за тысячу кубометров).

Дешевый российский газ мог бы помочь запуску промышленности Донбасса. Есть техническая возможность осуществлять эти поставки; и официальный Киев вроде как не против снять с себя необходимость снабжать бунтующие территории столь дефицитным голубым топливом.

Но смогут ли "народные республики" расплатиться за газ даже и по сниженному тарифу?

Скорее всего, повторится опыт Приднестровья, которое не платит за российский газ вообще.

Нужен ли Донбасс России

В регионе есть предприятия (к примеру, Артемовский машиностроительный завод), продукция  которых весьма востребована на российском рынке.

Но основная продукция Донбасса – уголь и металл, а в России избыток своего угля и металла. И вряд ли кто-то отдаст свою часть рынка ради поддержки промышленности "народных республик".

Россия, безусловно, будет делать все, чтобы не допустить на Донбассе гуманитарную катастрофу этой зимой.
И помощь будет осуществляться, видимо, не только в форме гуманитарных конвоев.

Но даже самая массированная российская гуманитарная помощь может помочь жителям "народных республик" лишь пережить зиму с минимальными потерями и не допустить голода. Она не сможет решить главную проблему – запустить экономику Донбасса.

Это задачу должны решать Донецк и Луганск с одной стороны, и Киев, если он еще рассматривает территорию "народных республик" как свою, с другой.

… и Украине

Экономическая и финансовая блокада "народных республик" самым прямым образом бьет по экономике всей Украины.
Так, по словам заместителя председателя Федерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, остановка Донецкой железной дороги нанесет сокрушительный удар по экономике страны.

"Речь идет об угрозе прекращения деятельности крупнейших предприятий Украины. Это, например, металлургические комбинаты-гиганты "Азовсталь" и ММК им. Ильича, расположенные в Мариуполе, которые не смогут отгружать свою продукцию. Кроме того будут остановлены ГОКи, на многие украинские ТЭЦ больше не поступит уголь. Крупнейшие предприятия страны не заплатят налоги. Экономические последствия катастрофичны. Ошибочное решение, принятое на государственном уровне, необходимо исправлять максимально быстро", – подчеркнул Мирошниченко.

Да, пока такие здравые голоса на Украине редкость, но они появляются.

Невозможно наладить экономику страны, выделив из общего рынка крупнейшие промышленные регионы, пусть они и не находятся под политическим суверенитетом Киева.

Блокада Донбасса неизбежно приведет к еще большому спаду в металлургии и химической промышленности, а это одни из основных источников поступления валютной выручки на Украину.

"Изъятие" ДНР и ЛНР из обшеукраинского рынка приведет и к разделению единой энергосистемы Украины, и дело не только в поставках донбасского угля, скажем, на Трипольскую ТЭС под Киевом.

Руководство "народных республик" уже поставило вопрос о синхронизации работы энергосистем этих территорий с единой энергосистемой РФ (правда, Москва пока ничего не говорит о такой возможности).

Судьба ГТС

В случае продолжения "экономического развода" Киева и "народных республик" может стать вопрос и о разделении единой ГТС Украины.

Через территорию "ЛНР" проходит  магистральный газопровод "Союз", обеспечивающий четвертую часть транзита российского газа в Европу. Его протяженность – 1567 км. Еще в советские времена он был спроектирован следующим образом: "Союз" как экспортный газопровод проходит через всю территорию Украины с восточного Новопскова, через полтавские и харьковские газовые месторождения, в частности Шебелинку – один из крупнейших  газораспределительных центров Украины, с экспортными выходами на ГТС Венгрии (через газоизмерительную станцию Берегово) и Словакии (через ужгородское направление). Проектная пропускная способность магистрального газопровода "Союз" превышает 26 млрд кубометров в год. Кроме транзита российского газа, эта газовая магистраль обеспечивает доставку газа жителям нескольких областей Украины.

Кроме того, в Донбасском регионе находятся два ПХГ — Вергунское  и Краснопоповское хранилища, объемом примерно в 1 млрд куб метров природного газа.
Так есть ли выход?

Выход есть: срочно нужен Минск-2, который определит (пусть и временно) формат экономических отношений между Киевом, с одной стороны, и "ДНР" с "ЛНР", с другой.

Минск-2 должен будет урегулировать следующие вопросы:

1. Порядок выплат пенсий на территории "народных республик" (возможно, через соглашение между ПФУ и пенсионными фондами "ДНР" и "ЛНР");
2. Вопрос налогового обложения предприятий "народных республик";
3. Вопрос деятельности единой энергосистемы Украины на территории народных республик;
4. Порядок обращения гривны в "ДНР" и "ЛНР";
5. Гарантии деятельности  ГТС Украины как единой системы, включая газопроводы на территории "народных республик"
6. Восстановление кооперационных связей и порядок доступа продукции из "народных республик" на рынок Украины.

Возможно, план Минска-2 еще надо дорабатывать и детально разрабатывать, но сам процесс переговоров надо запускать немедленно.

Самое читаемое
    Темы дня