наверх
20.04.202405:07
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Люстрация по-украински: с надеждой на лучшее вспоминаем 1937 год

Политический кризис в Украине (1691)

(обновлено: )241380
Судя по словам журналиста Егора Соболева, старт кампании по очищению власти должно дать заявление Виталия Кличко, Олега Тягнибока и Сергея Соболева о поддержке их фракциями закона "Об очищении власти", поданного в парламент 27 июля, пишет Янина Соколовская.

Янина Соколовская, политэксперт

Сегодня важное событие для люстрации – написал в соцсетях инициатор этого процесса журналист Егор Соболев.

Судя по его словам, старт кампании по очищению власти должно дать заявление Виталия Кличко, Олега Тягнибока и Сергея Соболева о поддержке их фракциями закона "Об очищении власти", поданного в парламент 27 июля. Егор Соболев подчеркивает, что "закон предусматривает проверку всех судей, правоохранителей чиновников – включая Генштаб и Минобороны". По мнению Егора, это "открывает шанс к реальному узакониванию люстрации уже сейчас, этой Радой".

На деле этот закон – орудие возмездия тем, кто не принял Майдан и имел отношение к системе власти, существовавшей еще до 1991 года. Если польский закон действовал только против коммунистов и агентов спецслужб, то украинский дойдет и до бывших комсомольцев. Без внимания останутся разве что бывшие пионеры.

Этот документ таков, что пересказывать его – только портить. Потому процитирую. 

В преамбуле к закону говорится, что он "определяет правовые и организационные основы проведения проверки государственных служащих и приравненных к ним лиц, должностных лиц органов местного самоуправления с целью восстановления доверия к власти и создание условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами". По доброй украинской традиции, само название "европейский" по идее должно гарантировать закону успех.

Субъектами проверки закона станут:

1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:

а) Председатель Верховной Рады Украины, его первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;

б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
в) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих службы по призыву по мобилизации;
г) судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции;
д) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты;

е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы; 

ё) члены Центральной избирательной комиссии;

ж) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

2) лица, которые претендуют на занятие должностей, определенных пунктом 1 настоящей статьи.

Определены и причины, при которых проверяемые лишатся работы. Увольнения возможны, если чиновники занимали должности в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014:

а) Президента Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины;

б) министра, руководителя другого центрального органа исполнительной власти, которые не являются членами Правительства Украины, Службы безопасности Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Счетной палаты, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Директора Бюро по вопросам антикоррупционной политики Секретариата Кабинета Министров Украины, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым;

в) Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины;

г) руководителя Государственного управления делами, члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, члена Высшего совета юстиции;

д) прокурора области, прокурора города Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым, прокурора района, межрайонной прокуратуры, прокуратуры в городах, прокурора специализированной прокуратуры, их первого заместителя, их заместителя;

Также увольнения предполагаются, если чиновники занимали должность в период с 1 декабря 2013 по 22 февраля 2014 года и не были в этот период уволены по собственному желанию из органов государственной власти:

а) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, первого заместителя министра, первого заместителя руководителя другого центрального органа исполнительной власти, председателей и членов государственных коллегиальных органов государственной власти (государственных органов), руководителя территориального подразделения на местах министерства, другого центрального органа исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, его заместителя, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, председатели областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их первого заместителя, заместителя, руководителя Администрации Президента Украины, первого заместителя руководителя Администрации Президента Украина, заместителя руководителя Администрации Президента Украины, руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, первого заместителя руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, заместителя руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, членов Совета национальной безопасности и обороны Украины;

б) руководителя структурного подразделения Администрации Президента Украины, его первого заместителя, заместителя, руководителя структурного подразделения Секретариата Кабинета Министров Украины, его первого заместителя, заместителя, местной государственной администрации;

в) лица начальствующего состава органов внутренних дел, налоговой милиции;

г) руководители и заместители руководителей территориальных подразделений МВД Украины и Службы безопасности Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, городских, районных, межрайонных, районных в городах отделов;

Под люстрацию подпадают и работники правоохранительных органов, государственные служащие и должностные лица органов местного самоуправления, граждане Украины, вина которых установлена в определенном законом порядке в причинении вреда жизни, здоровью, имуществу граждан — участников массовых акций протеста с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года; работники правоохранительных органов, которые принимали участие в задержании участников акций гражданского протеста, составляли или своим действием или бездействием способствовали составлению рапортов, протоколов об административном правонарушении, сообщений о подозрении в совершении уголовного преступления, обвинительных актов и т.п. в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 по 21 февраля 2014 включительно; следователи органов досудебного расследования, дознаватели, оперативные работники, инспекторы, которые проводили следственные и оперативные действия в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014; лица, которые сотрудничали со спецслужбами других государств как тайный информатор или помощник в оперативном получении информации, установлено в судебном порядке.

Также под угрозой лица, которые призывали публично к сепаратизму, делали заявления, которые содержат признаки расовой, социальной, культурной, религиозной нетерпимости в отношении представителей украинской нации и представителей других национальностей, проживающих на территории Украины, что установлено в судебном порядке; председатели, заместители и секретари избирательных участков, которые организовывали фальсификации выборов Президента Украины 2004 года, выборов народных депутатов в 2012 году, что установлено в судебном порядке; лица, которые организовывали и совершили действия, которые привели к потерям государственного бюджета в сумме более 1 миллиона гривен, а местных бюджетов в сумме более 50 тысяч гривен, что установлено в судебном порядке; лица, чье действие или бездействие привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека, Комитетом ООН по правам человека и другими международными органами; судьи, уволены за нарушение присяги; лица, которые до 19 августа 1991годабыли избраны (назначены) и работали на руководящих должностях Коммунистической партии СССР, Коммунистической партии Украины и других союзных республик СССР от уровня районного комитета и выше, членом ЦК КПСС; были избраны и работали в на руководящих должностях в составе ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМУ и других союзных республик СССР, областных комитетов ВЛКСМ, ЛКСМУ и других союзных республик СССР; были в качестве штатного работника или негласного агента, лица начальствующего состава в 5-м управлении КГБ УССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик СССР; сотрудничали с КГБ СССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик СССР, высшие учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей); г) служили или сотрудничали со спецслужбами других стран в форме негласного агента или тайного штатного работника; работали в должности начальника политического отдела (управления) в Вооруженных силах СССР, МВД СССР; не прошли проверку сведений декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера субъекта проверки и близких ему лиц за последние 3 года и / или не смогли доказать законность источников происхождения полученных доходов в соответствии с настоящим Законом; являются лицами, сведения о которых внесены из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений по которым судами приняты соответствующие решения, вступившие в законную силу, а также сведения о наложении дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения; имеют гражданство иностранных государств; умышленно подали недостоверные сведения в письменном согласии на прохождение проверки; не дали согласие на прохождение проверки.

Остаются вопрос: а судьи кто? Об этом говорится во втором разделе, согласно которому "организация проверки возлагается на руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственной власти, где работает субъект проверки". То есть проверка может стать поводом для удаления с работы тех, кто неугоден начальству. Не забыли и о тяжкой доле женщин-чиновниц, даже пребывающих в декрете. Их нужно будет проверить в течение полугода после выхода на работу. Думаю, послеродовая люстрация станет весомым поводом для многих начальников избавиться от дам, которые вынуждены разрываться между домом и работой.

Кстати, именно начальник проверяемого будет по итогам выносить решение об его увольнении.

Опротестовать такое увольнение будет сложно. Для этого нудно будет согласие Центральной комиссии пол проверке жалоб, последующее расследование одноименной территориальной комиссии. Ответственность для тех, кто люстрировал граждан незаконно, в законе четко не просматривается.

Зато к проверкам, люстрации и прочему бичеванию госслужащих и бывших коммунистов-комсомольцев может подключиться общественность. Она может подавать свои сведения об объектах проверки, делать по ним запросы и получат ответы, то есть система образца 1937 года будет возрождаться на новой почве. Разве что не на анонимной.

Ради реализации этого законопроекта планируют изменить основополагающие для страны документы, в том числе и Трудовой кодекс.

У победы много отцов, а у люстрационного законопроекта – 15 депутатов-авторов. Многие из них работали в госвласти, поддерживали действовавшие режимы
Этот документ как говорится в пояснительной записке, делается по просьбам народа, который жаждет перемен. Потому первым субъектом проверки станет президент Украины.

Кстати, был ли он членом КПСС? А следом за ним пойдут спикер и депутаты, Как сложится теперь судьба компартийной богини Ирины Фарион? Представить даже страшно, какие люстрации ждут нас. Лишь бы знаменитая парламентская люстра, домоклово висящая над депутатскими головами, все это выдержала.

А если всерьез, то закон прописан, мягко говоря, неграмотно – как юридически, так и орфографически. Впрочем, за неграмотность люстрация не полагается.

    Самое читаемое
      Темы дня