наверх
20.04.202401:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Прекратить войну: миссия выполнима?

Спецоперация на востоке Украины (2898)

(обновлено: )2097121
"Мирный план Порошенко" пока никакого видимого эффекта не дал. Боевые действия продолжаются, пусть и с меньшим накалом. Ничего удивительного в этом нет – план изначально имел несколько неустранимых недостатков.

Василий Стоякин

"Мирный план Порошенко" пока никакого видимого эффекта не дал. Боевые действия продолжаются, пусть и с меньшим накалом. Ничего удивительного в этом нет – план изначально имел несколько неустранимых недостатков.

Прекращение огня

"Прекращение огня" в исполнении Порошенко оказалось чисто пиаровским сотрясением воздуха.

Во-первых, огонь должна была прекратить только армия и только в одностороннем порядке. Ответный огонь разрешен, а учитывая, что в условиях постоянного огневого контакта понять, какой огонь ответный, невозможно, так он и не прекратился. Опять же, не забываем, что по официальной версии одесситы сами себя сожгли.
Эффективно было бы запретить атаки и отвести войска с занимаемых позиций (изменением баланса это не грозило, поскольку армии "ДНР" и "ЛНР" наступать пока не в состоянии). Этого сделано не было.

Во-вторых, беседа президента с Днепропетровским губернатором, который контролирует многочисленную и хорошо оснащенную вооруженную группировку, закончилась тем, что президента отправили в пеший эротический тур – Коломойский отказался выполнять приказ о прекращении огня. Кстати, внезапно оказалось, что "батальоны территориальной обороны" были переведены в подчинение командованию АТО только 18 июня. Причем телодвижение это было сугубо формальным.

В-третьих, с "ДНР" и "ЛНР" "прекращение огня" вообще никто не согласовывал, потому они его и не соблюдают. На мой взгляд, это грубая ошибка, но, с другой стороны, условия для прекращения огня все равно созданы не были.

Требования и гарантии

Порошенко потребовал разоружения, роспуска незаконных вооруженных формирований и вывода с территории Донбасса наемников.

Начнем с того, что как-то неправильно, когда действия предполагаются чисто односторонними. Понятно ведь, что никому не подчиняющиеся батальоны территориальной обороны к числу незаконных формирований не относятся. А если и относятся, то, как их разоружишь? Они ж социально близкие и расово правильные…

В принципе, при желании вопрос был решаем – отвести войска, разоружить карателей и передать контроль над ситуацией местной милиции. Неплохо было бы издать указ об ее особом статусе, который закрепить потом законом о муниципальной милиции. Но это ж при желании.

С наемниками гораздо проще. Они связаны контрактом, в котором содержатся условия их службы. Но вот ведь беда – наемники-то есть только на украинской стороне. На стороне Донбасса – только добровольцы. А они – люди ненадежные. Захотят – уйдут, не захотят – будут воевать. А всего-то надо правильно употреблять слова и не выдавать желаемое за действительное.

Ну и наконец – никаких гарантий. Вообще "мирный план" выдержан в значительно более мягких тонах, чем инаугурационная речь. В последней все жители Донбасса были объявлены уголовными преступниками, некоторых из которых предполагалось помиловать (создание фильтрационных концлагерей – как раз в контексте реализации этой идеи). Сейчас же ополченцам обещается "прощение". Но обещать и сделать – разные вещи. Обещание Порошенко само по себе недорого стоит (Европейскую площадь он тоже обещал отремонтировать), а Коломойский, например, и вовсе ничего не обещал…

Институциональные изменения

Порошенко обещает Донбассу "децентрализацию".

Вообще концепция, изложенная в поданном в Раду конституционном законопроекте, достаточно привлекательна. Тут вам и ликвидация местных государственных администраций (как органов исполнительной власти), и передача властных полномочий в районах исполкомам, и новая концепция финансовой основы местного самоуправления.
Однако, как сказала бы дочь офицера, не все так однозначно.

Во-первых, в самом проекте есть много недоговоренностей. Например, создание исполкомов четко оговорено только на уровне районов, но не областей. Кстати, в областях исполнительная власть может осуществляться исполкомами даже и по действующей редакции Конституции. Но "может" не значит "осуществляется". Возвращение советам делегированных функций и создание исполкомов считается деянием неправильным.

То же касается финансов. Дело ведь не в праве местных советов распоряжаться местными и частью общегосударственных налогов – они и сейчас имеют такое право. Дело в том, в какой форме и на каком этапе они будут эти деньги получать. Сейчас они большую часть этих сумм получают в виде субсидий, после перераспределения в общегосударственном бюджете. Возможность формирования бюджета "снизу – вверх" в проекте Порошенко только обозначена.

Кстати, заложена в проект и новая, трехступенчатая система самоуправления (область-район-громада), которая сама по себе очень неоднозначная и сложная в реализации.

Во-вторых, проект он и есть проект. Его могут принять, а могут и не принять. Нынешняя Рада его не примет почти наверняка в силу своей малой работоспособности. А в следующую Раду, где Порошенко, вероятно, будет уже иметь большинство (а Донбасс, вполне вероятно, не будет представлен вовсе), скорее всего, представят уже другой проект.
При наличии реального желания договариваться, надо было не обещать децентрализацию когда-то потом, а принимать соответствующие законы (пусть и на правах эксперимента для двух областей) уже сейчас.

В-третьих, и это главное, порошенковский законопроект безнадежно устарел. Причем дело даже не в том, что в стране состоялось уже три референдума о самостоятельности регионов. Дело в том, что те регионы, которые официально против федерализации, центральной власти подчиняются лишь в немного большей степени, чем Донбасс.

Как-то неправильно, когда львовянам можно вышвырнуть из кабинета свеженазначенного прокурора области, киевлянам можно штурмовать суд, а луганчанам того или другого нельзя. Начинать надо с расширения АТО на Киев и Галичину. Или прекратить делать вид, что Украина единая, а федерализм – сепаратизм.

Переговоры

Ну и самое важное, что должно быть – ведение переговоров.

Логично вести переговоры с теми, кто принимает решения и может (может ли – другой вопрос) добиться их исполнения. Но они – "сепаратисты" и "террористы". С ними мы переговоров не ведем, ищем кошелек не там, где уронили, а там, где светло.

Резюме

При таком подходе к делу миссия гражданского примирения даже в контексте отношений с Донбассом остается нереализуемой.

А ведь гражданская-то война в Украине только начинается… Даже если Донбасс удастся каким-то путем "усмирить", стремительное ухудшение социально-экономической ситуации будет "раскачивать" ситуацию во всех регионах. А поскольку на руках у населения масса оружия, а моральные (не говоря уже о юридических) барьеры усилиями украинских СМИ ликвидированы, мирных протестов ожидать, не стоит…

Самое читаемое
    Темы дня