наверх
16.10.201805:33
Курсы валют НБУ
  • USD27.93- 0.06
  • EUR32.32- 0.07

Три года минским соглашениям: вес, эффект, надежды. Опрос экспертов

Донбасс: годовщина Минских соглашений (508)

(обновлено: )71614
Нельзя сказать, что произошел полный провал. Например разведение тяжелого вооружения проходило волнообразно, этот пункт нельзя считать выполненным, полагает Михаил Погребинский.

РИА Новости Украина

Спустя три года после подписания Комплекса мер по имплементации минских соглашений по урегулированию в Донбассе большая часть их положений остается невыполненной. Благодаря договоренностям, удалось прекратить острую фазу противостояния, однако вялотекущий конфликт продолжается, стороны обвиняют друг друга в обстрелах.

Киев и другие участники процесса не перестают декларировать свою приверженность политико-дипломатическому урегулированию конфликта в рамках минских соглашений. Однако это не помешало Верховной Раде Украины в начале этого года принять закон о реинтеграции Донбасса, который признает Россию "страной-агрессором" и "оккупантом", что, по оценкам политологов, может усложнить переговорный процесс, пишут РИА Новости.

МИД РФ неоднократно называл утверждения Украины об оккупации "публичными бездоказательными инсинуациями". Москва не раз заявляла, что не является стороной конфликта и непричастна к событиям в Донбассе, а также заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис. А глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что принятый закон о реинтеграции Донбасса перечеркивает минские договоренности.

Опрошенные эксперты читают, что за последний год прогресс в реализации минских соглашений был незначительным. Единственным ощутимым успехом на этом пути стал проведенный в канун нового года масштабный обмен пленными. По мнению политологов, в нынешней политической обстановке в Украине полное выполнение соглашений и прекращение конфликта возможно не ранее 2020 года, когда в стране завершится процесс переизбрания президента и парламента.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что на сегодняшний день ни один из пунктов документа, подписанного 12 февраля 2015 года в Минске главами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), представителями Киева, России и ОБСЕ в присутствии лидеров "нормандской четверки" (Германии, Франции, России и Украины) в условиях очередного обострения конфликта, до конца не выполнен.

"Ни один из пунктов минских соглашений полностью не выполнен. Но в то же время удалось уменьшить уровень военной эскалации, перевести войну из активной стадии в хроническую. Сохранить огромное количество жизней, в какой-то мере частично провести деэскалацию конфликта", — отметил Бортник.

В свою очередь украинский политолог, директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отметил определенный прогресс в выполнении соглашений.

"Нельзя сказать, что произошел полный провал. Например, пункт об обмене пленными выполнен частично. Хотя в минских соглашениях предусмотрена формула "всех на всех". Разведение тяжелого вооружения проходило волнообразно – то выполнялось, и контроль над вооружениями осуществлялся, то орудия снова возвращались на свои позиции, этот пункт нельзя считать выполненным", — полагает эксперт.

Погребинский подчеркнул, что также полностью не выполнены обязательства, которые брала на себя Украина в части политического урегулирования.

"Можно сказать, что и здесь только некоторые элементы были выполнены. Например, закон об особом статусе Донбасса даже был принят парламентом, но не вступил в силу, аналогичная ситуация с частичным выполнением закона об амнистии, то есть своих амнистировали, а то, что предусмотрено минскими соглашениями, не выполнили", — пояснил политолог.

По оценке Бортника, в целом соглашения выполнены приблизительно на 5%.

В 2017 году президент Украины и другие участники минского процесса неоднократно подтверждали свою приверженность минским соглашениям, в Минске продолжила регулярно заседать контактная группа по Донбассу. Однако, по словам экспертов, единственным существенным успехом на пути реализации соглашений стал состоявшийся в канун нового года обмен пленными, который был самым масштабным за время конфликта и первым за 15 месяцев.

"Из позитивов в прошлом году можно выделить, что снова заработала гуманитарная подгруппа после длительного перерыва с мая 2016 года. Работа гуманитарной подгруппы — это маркер состояния процесса выполнения соглашений. Если процесс заморожен, стороны не идут на контакт и, соответственно, возникают проблемы в работе гуманитарной подгруппы… Но в целом остается такая ситуация, что нет ни мира, ни войны", — отметил руководитель украинского аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

В данный момент продолжаются переговоры по второму этапу обмена пленными. По словам лидера общественного движения "Украинский выбор — право народа" Виктора Медведчука, второй этап обмена пленными может пройти по формуле "74 на 29".

По мнению Золотарева, полученный прогресс в обмене пленными дает надежду на то, что "минские соглашения не похоронены".

В 2017 году в переговорном процессе по Украине наметилось усиление роли США, которые не принимают прямого участия в "нормандском формате", но вовлечены в процесс посредством встреч назначенного американской администрацией спецпредставителя по Украине Курта Волкера с властями Украины и представителем президента РФ Владиславом Сурковым.

Одновременно с этим на фоне прошедших в прошлом году выборов президента Франции и парламента Германии, которая до сих пор не может завершить процесс формирования правительства, участникам "нормандской четверки" не удалось провести ни одной встречи. В течение года состоялся ряд встреч отдельных участников "нормандской четверки" и несколько телефонных переговоров в полном составе, которые не принесли существенных результатов.

Читайте также: Никакой "нормандский формат" не завершит войну на Донбассе — Олещук

Не стало толчком для переговоров по Донбассу и избрание президентом Франции Эммануэля Макрона, который сразу же после выборов заявил о поддержке минского процесса и договорился с президентом Украины Петром Порошенко о подготовке проектов вариантов урегулирования в "нормандском формате", так называемой "формулы Макрона".

"На самом деле я бы сказал, что "нормандский формат" скорее бездействует, действует формат Волкер-Сурков, скорее с ним связывают какой-то выход из тупика… Германия занята поиском компромисса по созданию собственного правительства и не очень включена во всю эту историю. Макрон тоже пообещал, что у него будет свой план по Донбассу, однако никакого плана так и не появилось… Поэтому Европа отодвинулась от проблемы решения кризиса на юго-востоке Украины, американцы вроде как пытаются", — считает эксперт.

Первый президент Украины Леонид Кравчук считает, что переговоры в формате Волкер-Сурков сегодня начинают играть большую роль, чем переговоры в рамках минского процесса.

"Я вижу, что процесс Волкера и Суркова более важный, чем минский. Минский процесс в основном начинается и заканчивается вопросом освобождения пленных. Но что нужно, чтобы не поднимался вопрос пленных? Прекратить войну… Поэтому Волкер и Сурков сейчас работают в этом направлении, и я вижу, что есть открытие определенных тропинок, где есть основания думать, что мы будем говорить о мире", — считает Кравчук.

Много дискуссий в течение 2017 года шло вокруг возможного введения миротворцев ООН в зону конфликта. С соответствующей инициативой одновременно выступили РФ и Украина, однако страны по-разному видят функции этой миссии. Президент РФ Владимир Путин заявил, что поддерживает идею отправки миротворцев ООН в Украину, но речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ. Киев считает, что миссия ООН должна иметь более широкий мандат и разместиться на всей территории Донбасса вплоть до границы с Россией. Также Киев отвергает возможность прямых переговоров с ополченцами.

На сегодняшний день проект резолюции о миротворцах в Донбассе не внесен на рассмотрение совета безопасности ООН, так как нет согласованного варианта документа. Ранее в январе Порошенко по итогам встречи с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном заявил, что не теряет оптимизма в вопросе согласования миротворческой миссии ООН для Донбасса в 2018 году. Он сообщил, что "по его поручению украинские дипломаты будут предпринимать для этого максимум усилий", а также что Украина получила полную поддержку США и других партнеров по Совбезу ООН.

Взгляды экспертов по поводу перспектив ввода миротворцев уже в этом году разделились. По мнению политолога Золотарева, этот вариант является только гипотетическим, на сегодня нет предпосылок для реализации этой инициативы.

В то же время украинский политический аналитик Дмитрий Корнейчук полагает, что вопрос размещения миротворцев в Донбассе в 2018 году уже полностью согласован.

"Эта инициатива будет согласована без сомнений, тут даже никто не сомневается, и в 2018 году процесс ввода миротворцев будет реализован", — высказал мнение эксперт.

При этом эксперт считает, что Совбез ООН поддержит российской вариант резолюции по миротворцам, однако в него будут внесены правки о том, что миротворческая миссия будет находиться не только на линии разграничения, а поэтапно, после постепенной реализации политической части минских соглашений, будет размещена на всей территории Донбасса. По его мнению, решение о вводе миротворцев в Донбасс может быть принято уже марте.

Киев ранее неоднократно заявлял, что прогресс в реализации минских соглашений невозможен без выполнения блока договоренностей по безопасности, который включает в себя достижение полного режима прекращения огня, отвод тяжелых вооружений, обеспечение доступа миссии ОБСЕ ко всем объектам в Донбассе и восстановление Киевом контроля над границей с РФ. По мнению украинских властей, лишь после выполнения этих пунктов можно приступить к политической части договоренностей, в которую входит проведение выборов в Донбассе и амнистия участников конфликта.

При этом ДНР и ЛНР считают, что выполнение политических пунктов и пунктов по безопасности должно идти параллельно.

Однако, по мнению политолога Золотарева, настоящие причины невыполнения минских соглашения заключаются в том, что на территории двух сторон конфликта есть силы, которые не заинтересованы в этом.

"И по ту, и по эту сторону конфликта есть "партии войны", которые не заинтересованы в мире, потому что он политически обнуляет. На войне научились зарабатывать не только политические, но и бизнес-дивиденды, это многих устраивает", — считает Золотарев.

Его коллега Погребинский считает, что на сегодняшний день в Киеве нет политической воли выполнять минские соглашения, поскольку это кардинально меняет внутриполитический расклад.

"В какой-то форме какая-то часть соглашений может быть реализована – прекращение огня, разведение вооружений и даже введение на линию разграничения военного контингента "голубых касок" — это я считаю теоретически возможным. Что касается выполнения остальных пунктов, по крайней мере, пока у нас такая Верховная Рада, я не могу представить, что они смогут голосовать за те обязательства, которые Украина взяла и по особому статусу Донбасса, и по амнистии, и по закону о выборах в Донбассе. Все это выглядит совершенно невероятно, поэтому я очень скептично отношусь к этому", — сказал Погребинский.

Он считает, что главная причина невыполнения минских соглашений кроется еще глубже и заключается в том, что Киев, подписывая договоренности, изначально не собирался их выполнять.

Читайте также — Донбасс: массовые задержания на границе

"Соглашения были подписаны в ситуации, когда Украина была на грани военного разгрома и ради перемирия пошла на подписание договоренностей, которые, скорее всего, не планировала выполнять. Теперь, ощущая поддержку американцев (США в конце 2017 года приняли решение о предоставлении Украине летального оружия — Ред.), я думаю, они не собираются выполнять эти договоренности", — сказал Погребинский.

По словам Золотарева, Киев в последнее время даже принял ряд решений, которые отдалили его от Донбасса.

"В 2017 году проявился ряд признаков, когда в условиях отсутствия единой политической линии по Донбассу, был взят курс фактически на отторжение Донбасса. Это решение о торговой блокаде региона, это отказ от пенсионных и социальных выплат для людей, проживающих на неконтролируемых территориях, все эти действия рвут связи Донбасса с Украиной", — отметил политолог. Он также считает, что существенно усложняет переговорный процесс по Донбассу принятие Верховной Радой в январе закона о реинтеграции Донбасса.

Сейчас судьба минских договоренностей находится в подвешенном состоянии и дальнейшая перспектива их реализации туманна. По словам главы МИД Украины Павла Климкина, в ближайшее время новая встреча глав "нормандской четверки", которая могла бы дать импульс минскому процессу, не планируется, так как нет согласованной повестки для переговоров. При этом стало известно о подготовке встречи глав МИД "нормандской четверки" на полях мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет в Германии 16-18 февраля.

Политолог Бортник считает, что в нынешнем виде минские соглашения не могут быть реализованы.

"Я думаю, что в нынешнем виде, так как они есть, соглашения вряд ли будут реализованы, их ожидает дальнейшая трансформация в виде тех или иных планов, новых алгоритмов, от них останется только оболочка, только декларируемая приверженность мирному, дипломатическому урегулированию, а разработка реальных механизмов достижения мира в Украине еще впереди", — полагает эксперт.

Он считает, что достичь мира в Донбассе удастся не ранее 2020 года, когда в Украине завершатся выборы президента и парламента, запланированные на весну и осень 2019 года соответственно.

"Я думаю, что реальная разрядка по Украине и реальное движение вперед в части мирного урегулирования в Донбассе вряд ли возможно ранее 2020 года. Только после выборов президента и парламента в Украине появится возможность с развязанными руками, с новым кредитом легитимности решать этот вопрос", — считает политолог. 

Читайте также: Смерть на взлете. Катастрофа Ан-148 в РФ: все подробности трагедии

Самое читаемое
    Темы дня