наверх
19.01.201813:44
Курсы валют НБУ
  • USD28.78+ 0.11
  • EUR35.21+ 0.23

Украина в тисках транспортной изоляции

...всегда идут в обход: транспорт вокруг Украины (18)

(обновлено: )3155513
Из-за недальновидной политики украинской власти страна может вскоре оказаться в транспортной изоляции. Под угрозой прекращение железнодорожного сообщения с РФ, западные соседи в свою очередь угрожают заблокировать евроинтеграцию Украины.

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина

Провал российского направления

11 декабря "Российские железные дороги" полностью перевели пассажирские поезда дальнего следования на новый железнодорожный обход Украины.

Таким образом, с понедельника российские пассажирские поезда не будут следовать через территорию Украины.

Ранее в "Укрзализныце" уже заявляли, что не сильно потеряют от отказа РЖД использовать железную дорогу Украины для транзита в южном направлении.

"Это один переход. Пусть себе действует, это не так серьезно для нас. Это не какой-то альтернативной поток. Есть небольшой участок железной дороги, который проходит по северо-восточной территории Украины, который соединяет внутренние перевозки для РФ. На наши перевозки это никак не повлияет", — сказал и.о. главы госкомпании Евгений Кравцов в интервью журналистам, подчеркнув, что финансовые убытки будут незначительные от потери этого направления.

В действительности, убытки от потери транзита могут составить миллионы долларов — как в виде выплаты денег за транзит, так и в виде потери доходов от эксплуатации этой ветки, которая теперь опустеет. Длина участка составляла 37 км. На нем была расположена железнодорожная станция Зориновка, которая теперь, очевидно, будет закрыта.

Куда большие страна получит репутационные потери Украины, как ненадежная страна-транзитер.

Читайте также: Рекордсмены-коррупционеры и Порошенко

Однако украинскую власть эти экономические потери не волнуют. Министр инфраструктуры Владимир Омелян вовсе заявил, что курсирование российских поездов в обход Украины снизит вероятность терактов в стране.

"Я такой шаг абсолютно приветствую, пусть ездят где угодно, кроме Украины. Никаких последствий нет, наоборот снижается риск любых террористических актов", — указал глава Мининфраструктуры. По его словам, Российская Федерация пустила в обход Украины 60 пассажирских поездов и 30 грузовых составов.

Омелян известен тем, что предлагает вовсе отказаться от пассажирского сообщения с Россией. И его слова не расходятся с делом. Министерство и «УЗ» проводят плановую политику по сокращению курсирования украинских поездов в РФ. Компания за последние 3 года вдвое сократила количество пассажирских поездов в РФ, также вдвое было сокращено и количество вагонов в поездах российского направления.

По состоянию на декабрь 2017 года в Россию курсирует восемь поездов из Украины формирования ОАО "Укрзализныця". В тоже время, курсирования прямых поездов из России в Украину формирования РЖД вовсе отсутствует. Через территорию Украины проходит лишь один российский поезд — транзитный поезд №66/65 Кишинев-Москва ОАО "ФПК".

Сокращения поездок в РФ сильно ударило по финансам "УЗ", ведь это было одно из немногих прибыльных пассажирских направлений компании. Билеты в этом направлении стоят в 4 раза дороже внутренних перевозок, а значительная часть заграничных поездок — это именно поездки в эту страну. По данным отчета перевозчика, за прошлый год железнодорожное сообщение между Украиной и Россией упало более чем на 60%.

В планах украинского руководства — полный отказ от пассажирского сообщения с Россией, как это ранее было сделано с Крымом и ОРДЛО.

Инфографика. Рекорды Украины в антирейтингах

"Мы остановили железнодорожное пассажирское и грузовое сообщение с Крымом и оккупированным Донбассом. Я считаю, что нечего туда ездить. Нечего ездить в Россию, на самом деле. Кроме (как) проведать семью, у кого она там есть. Если мы идем в Европу — мы должны идти в Европы", — заявил Омелян.

В случае принятия этого решения украинцам придется добираться в РФ или через соседние страны (Молдова, Беларусь) или на автобусном и автомобильном транспорте (если и его не запретят). В таком случае «УЗ» потеряет миллиарды гривен от самого прибыльного направления в пассажирских перевозках, убытки придется перекрывать с помощью повышения тарифов на грузовые перевозки.

Настоящую катастрофу для экономики страны может вызвать прекращение грузового железнодорожного сообщения. А такое вполне возможно, учитывая степень неадекватности членов украинского правительства. Ведь ранее они пошли на блокаду ОРДЛО, которая принесла огромные убытки государству.

Чистый негативный эффект торгового баланса Украины от прекращения торговли с неконтролируемыми территориями на Донбассе оценивается в 1,8 млрд долларов в 2017 году и 0,5 млрд долларов в 2018 году, такие данные озвучил заместитель главы Национального банка Украины Олег Чурий. Реальные потери в разы больше официальных данных.

Железнодорожным путем из России завозится большая часть нефтепродуктов, сжиженного газа, химических продуктов, а также необходимого для украинских ТЭЦ антрацитового угля. Кроме того, значительные доходы Украина получает от железнодорожного транзита российских грузов. В случае полного прекращения железнодорожного сообщения с РФ страна может ежегодно терять 2-3 миллиардов долларов доходов.

Польша и Венгрия на преграде евроинтеграции

Разгорается транспортный конфликт и с двумя западными соседями — Польшей и Венгрией. После охлаждения политических отношений между Киевом и Варшавой по языковому и историческому вопросу польские власти усилили контроль на совместной границе.

По словам экс-министра транспорта Евгения Червоненко, польские власти в последние месяцы стали часто регулярно блокировать въезд в Польшу для украинских фур, умышленно затягивая оформление документов.

"Во Львове, на всех западных границах простаивают тысячи грузовиков из-за того, что мы заигрались в Бандеру, Шухевича. Нам полностью перекрыли путь в Европу. А до этого благодаря "Свободе" нам перекрыли путь транзита через страны СНГ", — заявил Червоненко, отметив, что он пытался решить возникшую проблему с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном.

Смотрите также: Смертельное ДТП в Харькове. Пересмотр меры пресечения Зайцевой

В конце ноября на границе с Польшей застряли три тысячи грузовых фур, многие из которых простаивали на границе около недели. Убытки бизнеса из-за срыва контрактов составили 780 тысяч евро в сутки.

Аналогичные меры предпринимает и Будапешт, который вошел в острый конфликт с Киевом по вопросу языка обучения венгерских меньшинств в Закарпатье. Справедливости ради стоит отметить, что во многом причиной заторов на западной границе являются украинские чиновники, которые не смогли вовремя согласовать пропускной поток со своими венгерскими и польскими коллегами.

Железный занавес все ближе

Если украинские власти продолжат идти на поводу у радикалов (как это произошло в отношении блокады ОРДЛО), и продолжат противостояние с соседями по языковому и другим гуманитарным вопросам, то в дальнейшем это грозит транспортной изоляцией страны. Польша уже отказывает во въезде тем украинским гражданам, которые имеют антипольские взгляды (под разнос попали в основном чиновники), Еврокомиссия вовсе стала намекать, что может отобрать безвиз, если киевские власти будут и дальше пытаться прессовать независимые антикоррупционные органы. Венгрия уже блокирует инициативы по сближению Украины и ЕС, заявляя, что будет вставлять палки в колеса до тех пор, пока Киев не вернет венгерский язык в школы, где учатся этнические венгры.

Для окончательного коллапса экономики Украине осталось поссориться со Словакией и Молдовой. Первая контролирует реверс российского газа в Украину, от второй зависит транспортное сообщение с югом Одесской области. В случае обострения отношений с Братиславой мы можем лишиться "европейского" газа, который поступает к нам из газового хаба, размещенного в Словакии. Конфликт с Молдовой чреват потерей контроля над автротрассой Одесса-Рени (которая проходит по территории Молдовы) и превращением юга Одесской области в закрытый анклав. В таком случае мы можем потерять доступ к дунайскому речному сообщению.

Читайте также: Ограничения на посылки из-за границы: как это работает?

Итогом украинской "евроитеграции" станет потеря не только российского, но и европейского транзитного рынка. К слову, транзит до недавнего времени обеспечивал нашей стране 10 миллиардов долларов в год, спасая от огромного дисбаланса в торговле товарами (Украина уже давно страна-импортер, а не экспортер). После транспортного коллапса в стране неминуемо настигнет коллапс экономический, а за ним и социальный.

Темы дня