наверх
11.12.201713:25
Курсы валют НБУ
  • USD25.780.00
  • EUR30.420.00

Внимание, занавес опускается. Украинским товарам уже не рады в ЕС

(обновлено: )186481165
Прорубить окно в Европу украинским экспортерам не удалось. Зона свободной торговли (ЗСТ) с ЕС работает уже почти два года, однако продажи в Евросоюз выросли только на 10%. Такой незначительный рост не смог компенсировать потерю российского рынка.

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина 

"Более года действует соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, и уже за этот период мы имеем рост экспорта украинских товаров на рынки ЕС свыше 10%", – заявил на днях премьер-министр Украины Владимир Гройсман в ходе выступления на форуме "Один пояс – один путь" в Тбилиси.

Читайте также:  Почему Украина осталась без кредитов ЕС?

По его словам, доля украинского экспорта в Европу за время действия ЗСТ составляет 40%. 

В Европу только сырье 

Действительно, в первом полугодии 2017 года экспорт украинских товаров и услуг на рынок ЕС увеличился на 25%. Однако в 2016 году экспорт вырос всего на 3,7%. В 2015 году он упал аж на 30%. Таким образом, по итогам 2017 года экспорт в ЕС едва восстановился после падения двухгодичной давности, однако существенного прорыва на европейском рынке не произошло.

Рост экспорта в ЕС происходит во многом за счет аграрной продукции. Экспорт украинской сельхозпродукции в страны ЕС за девять месяцев 2017 года вырос на 40%. Это произошло в основном благодаря увеличению объемов поставок кукурузы на 57,4%, рапса на 72,9% и подсолнечного масла на 23%. Объем аграрного экспорта в ЕС составил более 4 млрд долларов. Кроме того, выросли поставки мяса, меда, маргариновой продукции. 

Как видим, из готовой продукции большие успехи только у подсолнечного масла. Да и оно продается не в ПЭТ-бутылках для продажи в магазинах, а в огромных емкостях. Разлив в бутылки и наклейка этикеток происходят уже на европейских заводах. Все остальное — это сырье или полусырье. Его легче продать, но доход от такого экспорта значительно ниже, чем при экспорте готовой фасованной продукции. Европейцы выдвигают к готовой продукции слишком жесткие требования, которые защищают местных производителей от украинского импорта.

Инфографика. Гордиться нечем. Украина — лидер мировых антирейтингов

"Очень высокие требования в ЕС к продукции животноводства, так как она более сложная в  производстве. Также высокие требования к продукции, которая перерабатывается или продается в фасованном виде напрямую для супермаркетов. А вот к кормам для животных не такие высокие требования. По мере адаптации к ним украинских производителей будут расти квоты для украинского экспорта — в среднем, на 10% в год", — заявила в эфире радиостанции "Голос Столицы" заместитель министра агрополитики по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева.

Квоты являются основной преградой для дальнейшего экспорта Украины в Европу. Они установлены на ничтожно малый объем, поэтому аграрии выбирают годовую квоту уже в первые недели. Экспорт вне квот продается по высокой ставке, так что часть товаров продавать просто невыгодно. Некоторые украинские продукты в Европе просто не будут покупать из-за разных вкусовых предпочтений (кондитерская, молочная продукция). Поэтому аграрии ищут новые рынки, где бы они смогли продать товары с наибольшей для себя выгодой. К примеру, экспортеры активно осваивают рынки Африки, которая занимает третье место по продажам после Европы и Азии. За 10 месяцев текущего года экспорт на континент вырос на 2 млрд евро. Основным покупателем украинской продукции АПК является Египет, развиваются продажи в Кении, Танзании и ЮАР. По мнению Трофимцевой, для углубления экспорта необходимо более активное дипломатичное сотрудничество между Украиной и странами Африки. 

Невосполнимая потеря 

Сомнительные успехи на европейском рынке в этом году явно не компенсировали колоссальные потери от утраты российского рынка. По словам первого вице-премьера Украины — главы Минэкономики Степана Кубива, Украина потеряла около 15 миллиардов долларов из-за утери традиционных рынков реализации своей продукции, основным из которых был российский рынок.

Смотрите также: Декоммунизация в Украине превратилась в дерусификацию — Волошин

Напомним, что между двумя странами уже третий год подряд идет торговая война. Кабмин 30 декабря 2015 года принял два постановления — об отмене ЗСТ с Россией в рамках СНГ и вводе эмбарго на ряд товаров из России. Среди них — водка, кондитерские изделия, мясо, шоколад и шоколадные конфеты, продукты детского питания, рыба, плавленые сыры, пиво, сигареты с фильтром, корма для собак и кошек, а также ряд других продовольственных товаров. С 1 января 2017 года действие постановления было продлено до конца 2017 года. Россия для защиты своего рынка с 1 января 2016 года приостановила действие договора в рамках СНГ о зоне свободной торговли с Украиной, а также ввела таможенные пошлины и продуктовое эмбарго, аналогичное тому, что действует в отношении стран, поддержавших антироссийские санкции.

Торговая война привела к почти полной потере российского рынка продуктов питания для украинских экспортеров. Причем, если в Европе покупают преимущественно сырье, то в России закупали отечественную готовую продукцию, которая сразу шла на полки местных супермаркетов. К примеру, экспорт украинских соков в РФ упал с 72 млн долларов в 2013 году до 400 тыс. долларов в 2017 году. Экспорт кондитерской продукции снизился с 482 млн долларов до 663 тыс. долларов. Экспорт пива упал с почти 400 тыс. долларов в 2013 году до 400 долларов в 2015 году. 

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, потери от утраты российского рынка минимум в два раза больше, чем озвучил Кубив, — около 35 млрд долларов.

Смотрите также: Новинский о расколе в УПЦ

"Берем 2014 год — минус 6 миллиардов, 2015 год — минус почти 12, 2016-й — минус 10, сейчас за 9 месяцев минус семь. Где-то 35 миллиардов минус… Это огромные потери и восполнить их европейский рынок не смог, да и не был в состоянии. К примеру, в Европе не едят творог, сметану там тоже почти не употребляют. Там только сливки. Даже масла сливочного там мало едят, там больше спрэды потребляют. Сегодня мы немножечко развернулись и поставляем сливочное масло, но не в Европу, а в Марокко, в Египет и Ирак. Если раньше мы поставляли готовые молочные изделия, то сейчас в основном сухое молоко. Покупает Бангладеш и Индия. А что нам остается делать, ведь Россия закрыла нам свой рынок? Раньше мы туда поставляли твердые сыры, а экспортировать твердые сыры в Европу все равно, как поставлять швейцарский сыр в Швейцарию. Европейцы покупают у нас кукурузу, подсолнечное масло и даже немного сливочного масла, а вот печенья — дудки. Никто его у нас не купит. Мы даже не смогли использовать беспошлинную поставку в Европу кондитерских изделий, поскольку их у нас не покупают в должном количестве", — заявил Охрименко в своем блоге.

Инфографика. Удивительная социология. Украинцы о миротворцах, отношениях с РФ и выборах

Впрочем, представители украинской власти пытаются убедить бизнес, что потеря российского рынка — большое благо для украинской экономики. Якобы таким образом мы избавились от российской зависимости.  

"Сейчас происходит большое сокращения экспорта агропродукции в Россию. За 10 месяцев мы с РФ наторговали на 100 млн долларов, это равняется товарообороту с отдаленными странами. По сравнению с 2014 годом драматично уменьшился товарооборот в аграрной сфере, при этом РФ остается крупным и важным рынком для переработанной продукции, однако у нас осталось там только 2-3 товарные группы, по которым происходит экспорт. Товарооборот падает с каждым годом, однако все же, скажу крамольную вещь, но российский рынок нас серьезно расслабил с точки зрения качества продукции и перестройки бизнеса на рыночные рельсы. На российском рынке было проще работать, он был ближе, не было языкового барьера, можно было договориться, все понимали правила игры, там можно было продать все что угодно. Теперь нам приходится искать новые рынки сбыта, мыслить и работать по-другому", — отметила Трофимцева.

Читайте также: "Ползучее наступление": бои за Верхнеторецкое

Однако мнение чиновников не разделяют владельцы сотен предприятий, которые инвестировали огромные средства в развитие своего экспорта, однако потеряв основной рынок сбыта, вынуждены были пойти на массовые увольнения персонала и даже закрытие своего бизнеса. 

Темы дня