наверх
18.04.202419:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Коррупционный скандал в "Киевавтодоре": закатают ли кого-то в асфальт?

(обновлено: )78540
Выиграв выборы мэра столицы, Виталий Кличко перво-наперво обещал искоренить коррупцию в Киеве, причем сделать это в кратчайшие сроки. Несмотря на новую команду, которую мєр привел в КГГА, "Киевавтодор" продолжают сотрясать коррупционные скандалы.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

Как известно, на ремонт одного километра дороги в Украине из бюджета предоставляют в среднем 7 млн гривен. Но, как утверждают знающие люди, едва ли не половину этой суммы разворовывают, поскольку на прокладке и ремонте украинских дорог царит тотальная безнаказанность. Все это делает ремонт дорог высокорентабельным, а главное, постоянным бизнесом нечистых на руку чиновников.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в мае 2017 года анонсировал  масштабный ремонт дорог и тотальный контроль за процессом.  По словам премьера, эксперты будут контролировать качество каждого километра отстроенной трассы.

Читайте также: Эксперт: МВФ показал Порошенко и Гройсману "красную карточку"

Он также подчеркнул: "Мы вас будем контролировать так, как вас раньше никогда никто не контролировал. Если что-то будет не так, мы будем вас наказывать. Вы определиться должны — я не для того, сегодня аккумулирую миллиарды, чтобы кто-то их воровал".

Взяли под козырек?

21 ноября сотрудники Генеральной прокуратуры и Нацполиции провели обыски в компании "Киевавтодор" и задержали пять чиновников. Об этом на брифинге сообщил сам мэр Киева Виталий Кличко. По его словам, обыски проводились в нескольких офисах.

Генпрокуратура совместно с главным следственным управлением Нацполиции провела обыск и выемку документов в коммунальной компании "Киевавтодор" в Святошинском, Деснянском, Оболонском, Подольском районах, а также в некоторых подрядных организациях. Обыск также также проводился в коммунальном объединении "Киевзеленстрой".

Мэр Киева уточнил, что обыски и задержания проводились в рамках уголовного производства о присвоении и растрате имущества путем злоупотребления служебным положением. Кличко подчеркнул, что было задержано пять должностных лиц.

В свою очередь первый заместитель генпрокурора Украины Дмитрий Сторожук указал, что  большая работа для выявления преступных схем по хищению денег городского бюджета была  проведена по обращению мэра столицы.

"Мы можем констатировать факт обнаружения преступных группировок, которые действовали в "Киевавтодоре" и "Киевзеленбуде". Пяти лицам будут предъявлены подозрения, следствие будет продолжаться. В течение следующих трех месяцев мы сможем отдельные эпизоды направить в суд", — рассказал он.

Заместитель главы Нацполиции Игорь Купранец разъяснил, как была организована преступная схема.

"Руководители коммунальных предприятий, получив средства на проведение ремонтных дорожных работ, отправляли эти средства по фиктивным договорам на подконтрольные коммерческие структуры, потом обращали деньги в наличку", – сказал он, добавив, что работы должны были выполнять частники, а ремонтировали дороги работники коммунальных предприятий.

"Мы сейчас можем говорить о суммах 11-12 млн грн. Большие суммы мы будем доказывать в ходе расследования", – подчеркнул Купранец.

Деньги липнут к рукам, не хуже асфальта

Стоит напомнить, что еще в марте 2017 года разгорелся крупный коррупционный скандал вокруг "Киевавтодора": СБУ заподозрила верхушку этого коммунального предприятия в хищениях на сотни миллионов гривен. 22 марта сотрудники СБУ и Генпрокуратуры провели в "Киевавтодоре" обыски.

Силовики подозревали, что должностные лица "Киевавтодора" украли "сотни миллионов гривен", которые выделялись из государственного и городского бюджетов на строительство и ремонт дорог, межквартальных проездов и придомовых территорий. По версии следствия, руководители "Киевавтодора" по сговору с коммерсантами во время тендеров закупали материалы и работы по значительно завышенной цене. Затем деньги перечисляли на фиктивные фирмы, переводили в наличные и присваивались организаторами сделки. Только в течение 2016 года, по версии силовиков, подозреваемые вывели на счета фиктивных структур и присвоили почти 300 миллионов гривен.

Во время ряда обысков в офисах "Киевавтодора", на предприятиях-подрядчиках, по месту жительства фигурантов дела, сотрудники СБУ изъяли документацию, подтверждающую незаконные операции, черновые записи, компьютерную технику, на которой изготовлялись поддельные документы, печати коммерческих структур, задействованные в проведении сделок, и почти 4 миллиона неучтенных гривен.

Вот только гендиректор "Киевавтодора" Александр Густелеев тогда открестился от обвинений СБУ, мол указанная  на официальном сайте Службы безопасности Украины информация в сопровождении ярких фото с кучей наличности и массой печатей и штампов незвестных компаний вообще не соответствует действительности. Гуселеев  заявил, что, кроме тендерной документации и прочих бумаг ни в помещении "Киевавтодора", ни в его личной квартире, ни в квартирах других сотрудников предприятия ничего найдено не было.

Виталий Кличко тогда потребовал правоохранительные органы объясниться на официальном сайте СБУ.

Итоги ревизии

Но подозрения возникли не на пустом месте. В основу уголовного производства по делу о хищении легли выводы Государственной аудиторской службы, которая сообщила, что с 2014-го по выявлено завышение подрядными организациями стоимости ремонтов автодорог в  Киеве в целом на сумму почти 11 млн грн.

"Во время ревизии также зафиксированы нарушения законодательства в сфере закупок за государственные средства. К примеру, корпорация не отменила торги и заключила с подрядчиками договоры на общую сумму почти 418 млн грн, несмотря на несоответствие предложений участников торгов требованиям документации конкурсных торгов", — отмечается в отчете государственных ревизоров.

В свою очередь "Киевавтодор" обвинил Госаудитслужбу в распространении необоснованной информации, мол результаты ревизии Госаудитслужбы в основном базируются на основании возможного риска по результатам открытых тендерных торгов. На предприятии утверждали, что хищения стройматериалов в последние годы, когда работает новое руководство, у них не было. Вот только "Киевавтодор" продолжают сотрясать коррупционные скандалы.

Реконструкция вместо капремонтов

Советник председателя Госагентства автомобильных дорог Александр Кава в комментарии РИА Новости Украина отметил, что в деле о хищениях в "Киевавтодоре" должны разбираться следственные органы и рано делать выводы, пока нет решения суда и обвинительного приговора.

"Что касается качества дорог в Украине, то ремонт дорог зависит от финансирования. Если нет денег, то дороги хорошими быть не могут. В принципе, в этом году, если мы говорим о "Киевавтодоре", то объем финансирования дорог приятно впечатлил, что касается капитального ремонта, среднего ремонта. Ямочный ремонт тоже проводился, но ставить высокие требования к ямочному ремонту не совсем правильно, потому что это "пожарный" способ обеспечить проезд по той или иной улице. И, конечно, без усиления основы или без замены основы такой ремонт долго не держится. Но с другой стороны нужно понимать, что ямочный ремонт гораздо дешевле — это промежуточная лишь мера", — сказал Александр Кава.

Читайте также: Дороги Киева: ремонты были, есть и будут

По мнению эксперта, учитывая финансовые возможности Киева, ремонт дорог в столице можно оценить на четверку.

"Мне бы, конечно, хотелось, чтобы те дороги, которые проходят капитальный ремонт, все-таки не капитально ремонтировались, а реконструировались. Потому что когда проводится капитальный ремонт, он проводится в рамках существующих проектов, соответственно вы не можете ни менять углы выездов, ни построить разделительную полосу. Я считаю, что Киеву нужно было бы больше заниматься реконструкцией дорог. Это позволило бы не просто сделать бы дороги в более качественным покрытием, а и более безопасными как для пешеходов, так и для автомобилистов. Например, провели капитальный ремонт Воздухофлотского проспекта, который имеет шесть полос, по три в каждую сторону, но разделитель там оборудован не был. Я считаю, что это большое упущение. На пешеходных переходах там не оборудованы "островки безопасности", выделенные над проезжей частью, что можно было бы сделать в рамках реконструкции, и тогда была бы возможность сохранить жизни и здоровье киевлян и сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Реконструкция дорог стоит немножко дороже капитального ремонта, но нужно полностью делать новый проект. Это дольше по времени, но с другой стороны это позволяет решать больше проблем", — убежден Александр Кава.

Самое читаемое
    Темы дня