наверх
29.03.202417:01
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Три гудка в тумане. Что осталось от легендарного украинского судостроения

(обновлено: )3983301
В наследство от СССР Украина получила судостроительный комплекс, который мог построить все: от авианосца до контейнеровоза. А вот что от этого осталось...После распада СССР большинство крупнейших судостроительных заводов обанкротились или простаивают.

Соня Тарасюк, РИА Новости Украина

На советских руинах

До 1990 года советское судостроение являлось одним из главенствующих в мире. Среди других производителей ему доставалась примерно треть мировых заказов. Являясь элементом огромной экономической системы Советского Союза, судостроение УССР строило практически все типы судов (пассажирские, танкеры, сухогрузы, военные корабли), а также теплоходы, портовые краны, катера, земснаряды, траулеры, рефрижераторы и буксиры и пр.

При Советском Союзе Украина производила и ремонтировала 70% гражданского и военного флота. После распада Союза на территории Украины остался мощный судосторительный комплекс: 11 судостроительных заводов, которые давали более 30% судостроительной продукции СССР, 7 предприятий судового машиностроения, 11 предприятий морского приборостроения, 27 отдельных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Среди крупнейших судостроительных заводов: ОАО "Судостроительный завод "Лиман" (Николаев); ГП "Судостроительный завод им. 61 коммунара" (Николаев); ОАО "Судостроительный завод "Океан" (Николаев); ОАО "Завод "Ленинская кузница". (Киев); ОАО "Севастопольский морской завод" (Севастополь); ОАО "Судостроительный завод "Залив" (Керчь); ОАО "Херсонский судостроительный завод" (Херсон); ПО "Море" (Феодосия); ПО "Килийский судостроительно-судоремонтный завод" (Килия); ЗАО "Запорожский судостроительный завод" (Запорожье); АХК "Черноморский судостроительный завод".

Однако с распадом СССР наступил период длительного спада. Он продолжался до 1999 года и был обусловлен сведением до минимума госзаказов на судостроение. Всего с 1992 по 2003 год 11 верфей и заводов страны выпустили 237 плав. единиц общей стоимостью 1,5 млрд долларов. При этом отечественные заказы были минимальны – 30 единиц на сумму в 75 млн долларов.

Читайте также: Судостроение Украины: позабыто, позаброшено, обанкрочено

В то же время за первые годы независимости были достроены 5 (из 12) наиболее готовых кораблей, оставшихся на заводах после распада СССР. Прежде всего это корабль управления "Славутич" (ЧСЗ, Николаев, 1992), фрегат "Гетман Сагайдачный" (завод "Залив", Керчь, 1993), корветы "Луцк" и "Тернополь" (завод "Ленинская кузница", ныне "Кузня на Рибальському", Киев, 1995 и 2006) и малый десантный корабль на воздушной подушке "Донец" (завод "Море", Феодосия, 1995). Остальные недостроенные корабли пошли на металлолом или были проданы (авианесущий крейсер "Варяг"). Последним уже в марте 2017 года решили продать на металлолом недостроенный ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал Лобов"), простоявший у заводского причала более 25 лет, ведь без согласия РФ Украина не имела права на продажу корабля.

С 2000 года на предприятиях был зафиксирован рост объемов выпуска продукции. В 2003-2004 годах судостроительными заводами построено и передано заказчикам 72 судна общей стоимостью 140,5 млн долларов. Были выполнены судостроительные работы на общую сумму в 232 млн гривен. Однако украинское судостроение проигрывало конкуренцию по дешевизне китайским коллегам, и количество заказов извне сокращалось из года в год. Надежды на преодоление системного кризиса в виде отсутствия заказов связывались традиционно с Россией.

Начиная с 2010 года, отрасль иногда будоражили слухи о возможном размещении заказов на ремонт кораблей ЧФ РФ, базирующихся в Севастополе. К концу 2013 года это было вполне реально: после отказа Украины от похода в ЕС, президент Украины Виктор Янукович получил от Владимира Путина скидку в цене на газ, кредитную линию в 15 миллиардов долларов и обязательства по расширению производственной кооперации с украинскими предприятиями авиа-, ракето-, судостроения.

Однако в 2014 году после смены власти в Киеве от былых планов решили отказаться. Новые власти взяли курс на отказ от производственной кооперации с Россией в угоду Ассоциации с ЕС.

В результате Украина потеряла треть судостроительных мощностей, в частности такие известные предприятия, как "Залив" (Керчь), "Море" (Феодосия) и Севморзавод (Севастополь).

Кроме того, три основных предприятия Николаева — "Черноморский судостроительный завод", ГП "Судостроительный завод им. 61 коммунара" и "Николаевский судостроительный завод "Океан" сегодня практически простаивают.

В феврале 2014 года стало известно, что обанкротился Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ). А в июле 2017 года на ЧСЗ наложили арест.

В июле 2016 года хозяйственный суд Херсонской области признал банкротом ПАО "Херсонский судостроительный завод" (ХСЗ), входящее в состав Smart Maritime Group (SMG) "Смарт-холдинга" Вадима Новинского.

Арестованное имущество завода "Океан", еле дышащий Черноморский судостроительный завод, и предприятие, окончательно превратившееся в пустырь – Судостроительный завод имени 61 коммунара.

Читайте также: Авиагиганты Украины: тайное сотрудничество с РФ ради выживания

В компании Smart Maritime Group отмечали, что даже несмотря на 100% загрузку стапелей заводов, значительных доходов от этого нет — основные заказы составляют судоремонт и строительство небольших суден.

"Предприятия загружены, в первую очередь, судоремонтными заказами и строительством небольших судов. Тогда как в 2012 году, например, ХСЗ строил полнокомплектные танкеры, каждый стоимостью 17 млн долл, а ЧСЗ выполнял работы по строительству корвета для ВМС Украины", — отметили в пресс-служба холдинга.

Мрачная ситуация и на киевском судостроительным заводе "Ленинская кузница", а ныне "Кузня на Рибальському". Специализация предприятия достаточно широкая – от легких патрульных катеров до сухогрузов и танкеров дедвейтом до 5 тыс. тонн. Но на сегодня пакет заказов ограничивается судоремонтными работами.

На заводе говорят, что главной проблемой, с которой столкнулись все судостроительные предприятия, — резкое сокращение заказов и потеря квалифицированного персонала.

Мечты о флоте

Несмотря на тяжелую ситуацию в отрасли, о восстановлении, по крайней мере, военного кораблестроения, высшее руководство страны говорит с помпой.

Еще в августе 2014 года президент Петр Порошенко отмечал: "Украина была, есть и будет морской державой". Однако он признавал, что необходимых средств в бюджете для формирования заказов пока нет.

По его словам, боевое ядро флота будут составлять корабли-носители ударного оружия, береговые ракетные и артиллерийские комплексы.

В то же время в августе 2016 года глава Министерства инфраструктуры Украины Владимир Омелян признавал, что на сегодня в стране практически полностью уничтожена судостроительная отрасль.

"В Украине была безумно богатая инфраструктура морских и речных портов, огромные коммерчески эффективные судоходные компании, судостроительные заводы. И это все исчезло. Этого нет", — писал он на своей странице Facebook.

По материалам из открытых источников интернет

Самое читаемое
    Темы дня