Соня Тарасюк, РИА Новости Украина
Мост раздора
После того как стало известно о планах Минтранса РФ закрыть проход судов через Керченский пролив на 23 дня, скандал между Украиной и Россией разразился с новой силой. Хотя о строительстве Керченского моста украинской стороне известно еще с 2014 года.
Киев считает, что это уменьшит заходы судов в Мариуполь, Бердянск и принесет как минимум 500 млн грн убытков.
Напомним, в июне стало известно, что Минтранс РФ в августе и сентябре на 23 суток хочет запретить судоходство через пролив в период установки опор Керченского моста. Об этом говорилось в проекте приказа министерства, размещенного на Федеральном портале проектов нормативных актов.
Смотрите также: Установка самых больших опор Крымского моста. Съемки с дрона
В письме указано, что после возведения арок моста под ними смогут пройти лишь суда, длина которых не превышает 160 метров, ширина — 31 метр, надводный габарит — 33 метра. Осадка судна должна быть не больше 8 метров.
В период установки арки ограничения по времени не превысят 72 часа, обещал ранее министр транспорта РФ Максим Соколов.
Киев готовит иск
Такие ограничения не на шутку возмутили украинскую сторону — мол, Россия не согласовывала с Киевом запрет и ограничения для судов, которые заходят в акваторию Азовского моря в украинские порты через Керченский пролив.
"Ограничения введены односторонне. Никто из Украины это не согласовывал. Украина вышла из переговоров по строительству Керченского моста еще в 2013 году. С нашей стороны его возведение не рассматривается вообще. Те параметры осадки, которые самостоятельно устанавливает Россия, могут нанести значительный ущерб нашим Бердянскому и Мариупольскому торговым портам на Азовском море. Туда заходят суда с минимальной осадкой 9,6 метров, а максимальной — 14. Это крупные корабли типа "Панамакс"", — заявил замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк.
По его словам, убытки только за эти 23 дня составят полмиллиарда гривен, которые недополучат государственные порты. Что будет дальше, когда они построят мост и эти ограничения будут постоянными? Ответа пока нет.
В связи с этим, подчеркнул Лавринюк, Киев готовит иск к России из-за строительства моста в Крым.
"Министерство юстиции в рамках имеющихся судебных исков против России отделяет проблему перекрытия Керченского канала и введение ограничений по хождению судов. Сейчас готовится иск и считаются убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами", — цитирует Лавренюка пресс-служба министерства.
Проблема, связанная со строительством Керченского моста, в настоящее время решается совместно с МИД и СНБО. При этом министр инфраструктуры Украины не уточнил, в какую инстанцию будет подан иск.
"Это глобальный, политический и сложный вопрос, но мы его обязательно решим", — заверил Лавренюк.
Ответ России
Министр внутренней политики, связи и информации РФ Дмитрий Полонский в ответ отметил, что властям Украины не следует ограничиваться исками из-за приостановки движения в Керченском проливе, а подавать в суд и популяризировать каждое высокотехнологическое достижение РФ.
"Я считаю, что властям Украины не стоит ограничиваться только этими исками, но и подать в суд на Россию за космические запуски, за разработки в высокотехнологических областях, и вообще — по каждому шагу российского правительства надо подавать иск, тем самым активно пропагандируя и популяризируя эти достижения", — сказал Полонский.
Как скажется?
Канал — единственный путь к портам Черного моря, как российским, так и украинским. В то же время почти все торговое судоходство обеих стран обеспечивают суда, зарегистрированные под иностранными флагами.
Читайте также: Всплыл вопрос долга Украины перед РФ в размере $3 млрд
Согласно договору между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года, торговые суда, военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Украины или РФ, эксплуатируемые в некоммерческих целях, "пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства".
Впрочем, тема украинского судоходства больше болезненна политически.
До 2014 года через канал проходило от 50 до 150 судов в сутки.
В то же время, как писали СМИ, 17 февраля 2017 года более 150 судов были зафиксированы в Керченском проливе.
В Украине обеспокоены, что ввод в эксплуатацию моста грозит перекрытием судоходства и, в конечном итоге, потерей грузопотока, для двух украинских портов — Мариуполя и Бердянска.
Керченский мост заблокирует проход суден типа Panamax в порты Азовского моря. В частности, через пролив смогут пройти только балкеры с усадкой до 8 метров, говорится в сюжете DW.
В мае 2017 года Мариупольский порт отгрузил 979 тысяч тонн грузов, Бердянский — почти 197 тысяч тонн. Основная часть грузов идет на экспорт. За месяц в эти порты было более 110 судозаходов.
В основном это металлургическая продукция, зерновые культуры, масло, глина.
По состоянию на 2 августа в Мариупольском порту находится 25 судов, а в Бердянском — 12.
По материалам из открытых источников интернет