Дарья Егорова, РИА Новости Украина
14 марта 2014 года в Украине создали первое добровольческое боевое подразделение – резервный батальон Нацгвардии. 570 добровольцев из Самообороны Майдана записались в резервисты Нацгвардии и отправились на учебный полигон, а уже через три недели 300 бойцов уехали на восток – под Изюм (Харьковская область) и Славянск (Донецкая область).
После этого добровольческие батальоны создавались один за другим – в каждом областном центре. Тысячи украинцев вступали в ряды добробатов. Но не всеми двигали патриотические побуждения – некоторые шли ради наживы.
Читайте также: Добровольцы, с вещами на выход! МВД проводит чистку Нацгвардии
На общественных началах
В 2014 году добровольческие движение было на пике популярности. На скорую руку собранные, слегка обученные, одетые и обутые за счет родственников или же спонсоров добровольцы отправлялись на восток. Всего добровольческих батальонов было создано более пятидесяти единиц. При этом никто не обращал особого внимания на то, что за люди затесались в ряды батальонов.
Никто не проверял их прошлого – брали ранее судимых, а некоторых бывших зэков и людей с сомнительным прошлым, без военного образования так и вовсе ставили командирами. И, как оказалось, к хорошему это не привело: боевые потери среди добровольцев из-за горе-командиров были высокими.
Сами же бойцы батальонов, получившие корочки милиционеров, неоднократно вместо охраны и защиты — грабили, воровали и убивали местных жителей.
Добровольцы и криминал
В 2015 году всплыла грязная история с ротой патрульной милиции МВД Украины "Торнадо": бойцов и командиров обвинили в "создании преступной организации и совершении в ее составе с декабря 2014 года до июня 2015 года на территории Луганской и Донецкой областей ряда тяжких уголовных преступлений". Восемь человек спецроты похищали, избивали, насиловали и даже убивали людей. В подвальном помещении Лисичанской школы была оборудована пыточная. Истязания людей по приказу и при прямом участии командира снимали на видео.
"Торнадовцам" инкриминируют пытки, незаконное лишение свободы людей, превышений полномочий, завладение чужим имуществом, вымогательство, изнасилования и ряд других преступлений.
Оказавшиеся на скамье подсудимых экс-бойцы "Торнадо" прежде бывали там уже не раз. Командир подразделения Руслан Онищенко был неоднократно судим за разбой с насилием. Подобные истории – и у его подчиненных.
Экс-начштаба "Айдара" Валерия Лихолита ("Батю") подозревали в организации банды, рэкете и вымогательстве, но после угроз погромов и перекрытия Крещатика "Батю" выпустил из-под стражи, и дело спустили на тормозах.
Двух бойцов "Правого сектора" подозревают в убийстве львовянина Тараса Познякова ради его Audi A6. Машину нашли, а вот тело до сих пор не обнаружено. Два подозреваемых – Луан Кингисепп (позывной "Лука") и Дмитрий Голуб (позывной "Тоф") после совершенного преступления тут же сбежали в зону АТО, где их долгое время прикрывали "побратимы", правда, Голуба удалось задержать.
Еще ряд бойцов добровольческого батальона "Правый сектор", который так и не вошел ни в состав МВД, ни МО, подозревают в ряде преступлений, среди которых убийства и вооруженные нападения.
И таких примеров, к сожалению, очень много. Достаточно вспомнить вооруженный налет на АЗС в Киеве, организованный бывшими добровольцами, в результате задержания которых погибли два милиционера, а трое были серьезно ранены. Виновные сейчас на свободе: на поверку оказалось, что добровольцами на фронт пошли ранее судимые граждане.
Миллионеры из АТО
Не все добровольцы, прошедшие фронт, сегодня бедствуют. Некоторые вернулись миллионерами. В прошлом лидер белорусских ультраправых, возглавлявший местную организацию "Национал-социалистического общества" Сергей Коротких с позывными "Малюта" и "Боцман", сразу поле революции отправился на восток в составе добровольческого батальона "Азов", сегодня он миллионер.
Значительно поправили свое благосостояние и некоторые комбаты добровольческих батальонов. В том числе экс-комбат батальона МВД "Киев-1", ныне депутат от Народного Фронта Евгений Дейдей. Экс-комбат батальона "Айдар" Сергей Мельничук. Миллионером, прибыв с востока, стал экс-командир группы информационной войны добровольческого батальона "Донбасс" Павел Кишкар
А также перестала бедствовать семья очень известного бойца батальона патрульной службы милиции особого назначения "Днепр-1" МВД Украины Владимира Парасюка. И это лишь немногочисленные примеры.
Армии МВД
Вчерашние добровольческие батальоны, вошедшие в состав МВД, теперь выполняют вспомогательные функции в зоне АТО. Часть из них уже расформировали, как скандальный "Торнадо", часть — перебросили в глубокий тыл. Иногда их задействуют для охраны общественного порядка во время массовых мероприятий в городах, в том числе в Киеве.
Из добробатов, перешедших в подчинение к МВД и превратившихся в патрульные роты, три военизированных формирования – "Азов", "Донбасс", батальон имени Кульчицкого – сегодня числятся в составе Национальной гвардии Украины. Полк "Азов", которым в прошлом командовал нардеп Андрей Билецкий, известный своими радикальными взглядами, фактически стал привилегированным подразделением, подчиненным лично Авакову.
Какое количество бойцов находятся сегодня в штате "Азова", не знает даже командующий Нацгвардией. Эти данные засекречены, потому что "Азов" формально числится в системе НГУ – только часть бойцов получают зарплату от государства, остальные, как рассказывают источники, получают ежемесячное пособие в пределах 10 тысяч гривен, якобы из казны лично министра МВД Арсена Авакова. В МВД говорят, что "Азов" – это любимое детище Авакова, на которое не жалко средств.
Зачистка добровольцев
Экс-сотрудники полка "Миротворец" рассказывают, что из их подразделения ушла большая часть из добровольно набранных в 2014 году и до этого никогда не служивших в милиции бойцов. Из 630 бойцов осталось меньше 300. Кто не согласился уйти по-хорошему, уволили после переаттестации, которая, по их мнению, прошла с фальсификациями и нарушениями. Экс-гвардейцы уверены, что добровольческое движение умышленно разваливают.
Да, масса добровольцев проявили себя героически и получили заслуженно свои награды, льготный проезд и земельный участок, но сколько тех, кто своими "подвигами" марает честное имя добровольцев.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.