наверх
20.04.202406:15
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В поисках новых друзей. Визиты Порошенко в Эстонию и Финляндию

(обновлено: )176226
Политолог-международник Антон Кучухидзе отметил, что во время визита президента Украины в Эстонию и Финляндию в приоритете будут вопросы санкций против РФ и торговые отношения между странами.

РИА Новости Украина — радиостанция "Голос Столицы"

Президент Петр Порошенко в понедельник, 23 января, посетит Эстонию с официальным визитом. У главы державы запланированы встречи с президентом Эстонской Республики Керсти Кальюлайд, премьер-министром Юри Ратасом, а также спикером эстонского парламента Эйки Нестором. Во вторник Порошенко посетит Финляндию.

В ходе обоих визитов президент намерен также встретиться с представителями украинской общины.

Насколько важны визиты президента в Эстонию и Финляндию, а также какой будет внешняя политика Украины в 2017-ом году, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы политолог-международник Антон Кучухидзе.

Читайте также: Алло, мы ищем инвесторов! Порошенко в Давосе

Эстония и Финляндия – насколько они важны для внешней политики Украины?

— Как бы там ни было, это члены ЕС, и на фоне все же таки отбеливания репутации в Европе, поиска дополнительных союзников в той же политике санкций против РФ, голос каждого члена может иметь решающий характер. Это политическая составляющая. С другой стороны, к большому сожалению, у нас мало информации в пресс-анонсах АП, но однозначно будут подниматься экономические вопросы. Например, если мы сравниваем, то с Эстонией у нас, к сожалению, товарооборот падает. Что касается Финляндии, то там в 2015-2016-ых годах есть показатели роста. Поэтому с одними будут говорить о возможностях активизации сотрудничества, с другими будут как раз таки говорить больше об инвестициях и о сохранении позитивных экономических темпов.

Означает ли это определенную смену политики украинской АП? То есть если раньше мы пытались налаживать отношения в первую очередь с ключевыми странами ЕС, заручиться из поддержкой, то сейчас тактика несколько изменилась, и идет поиск поддержки среди не самых влиятельных членов ЕС?

— Я бы сказал, что вот такого рода визиты, например, в Эстонию, страну, которая с первых дней поддерживает Украину, как и другие прибалтийские страны, это больше направлено на то, чтобы укрепить там, где есть позитивное отношение к Украине, и безоговорочная поддержка своей позиции. Я бы не сказал, что акценты смещаются, Германия тоже остается важным партнером для Украины, но тут больше всего направлена политика не на смещение акцентов, а на сохранение тех позиций, которые хотя бы были изначально, и которые более-менее не пошатнулись для Украины.

Президент Украины обсудит с президентом Финляндии отношения между двумя странами, ситуацию на Донбассе, выполнение минских соглашений. А также стороны обменяются мнениями относительно "актуальных международных вопросов, таких как безопасность в балтийском регионе и проблемы Арктики". Какое отношение Украина имеет к проблемам Арктики?

— На данный момент это, если оно имеет какое-то отношение, то только в зародыше и каком-то, наверное, концептуальном уровне, о котором знают только в АП. За Арктику давно идет более глобальная борьба на уровне США и РФ. Единственное, что у ЕС есть так называемая северная политика, она направлена на то, чтобы тоже усиливать свои позиции в Арктике за счет скандинавских государств, которые являются членами ЕС. На данный момент мне очень тяжело представить, как Украина может войти или как-то вклиниться в борьбу за такой стратегически важный регион с точки зрения ресурсов. Поэтому тут, возможно, будут подниматься вопросы о возможностях участия, может, украинская сторона будет пытаться посмотреть, возможно, какие-то проекты будут реализовываться, где она может быть полезной. Но, к большому сожалению, мы на сегодняшний день не настолько конкурентоспособны, чтобы принимать активное участие в работе по данному региону.

На чем далее в налаживании отношений с членами ЕС стоило бы сконцентрироваться Украине?

— Прежде всего, это усиление экономических связей. Второе — нужно акцентировать внимание на инвестиционных проектах. То есть, возможно, даже разработка двусторонних договоров о защите инвестиций и прочее, чтобы привлекать западных партнеров на наш рынок, создавать какие-то более лояльные условия. И в третьих, это, конечно же, гуманитарное сотрудничество,  Эстония и Финляндия показывают по инновациям достаточно высокий уровень. Если Эстонию возьмем, то их опыт электронного управления, государственного управления — это достаточно позитивный опыт. Он в мире признан. Поэтому тоже было бы полезно посмотреть, как это работает у них, и, возможно, что-то перенять. Финляндия — это, понятное дело, это инновации, технологии, одна из самых инновационных экономик, достаточно стабильно развивающихся. И, конечно же, в сфере инноваций возможно обмена профессионалами взаимным или же создание общего двустороннего предприятия по реализации каких-то проектов. Вот это было бы очень полезно, помимо политических моментов.

Будет ли в очередной раз президент Украины призывать западный бизнес принимать участие в приватизации в Украине?

— Возможно. Такая вероятность, конечно же, есть. Но я не думаю, что представители эстонского и финского бизнесов заинтересованы именно в таких проектах. Это экономики, как я уже говорил, более инновационные, им интересно не совсем госпредприятия, сколько создание новых предприятий в сфере ІТ-технологий, например.

Сейчас Эстония упрощает правила получения электронного гражданства, и украинские бизнесмены тоже этим массово пользуются…

— Я думаю, что весь спектр двусторонних вопросов будет подниматься. Но в приоритете, все-таки, будет первое, как мы с вами сказали, политический аспект, то есть это санкции против России, европейская солидарность. И второе, как нарастить торговые объемы между сторонами.

Стоит ли ожидать, что в итоге у нас будут попытки внедрить определенный опыт Эстонии или Финляндии? Либо речь идет о реорганизации вооруженных сил? Может, и с языковой политикой тоже будет какой-то опыт перениматься?

— На популистическом уровне, конечно же, во всех заявлениях мы увидим, что Украина перенимает лучший европейский опыт, в том числе вспомнят и Эстонию, и Финляндию, понятное дело. Но на практике, как мы уже видим, за три года больших прорывов не было сделано. Поэтому я не думаю, что после этих двух визитов будут какие-то прорывы или какой-то прогресс в том же электронном управлении. Реформы в Украине идут достаточно медленно, и проблема не в том, что кто-то не знает о европейском опыте, проблема в том, что нет политической воли реально их реализовывать.

Риторика представителей европейских государств, в  частности Финляндии и Эстонии, какова будет в отношении реформ?

— Это не те страны, которые прямо критиковали когда-либо нынешнюю власть и нынешнюю ситуацию в Украине. Я думаю, что в их заявлениях будет преобладать риторика Еврокомиссии, которая всегда говорит о том, что многое сделано, но нужно еще очень много сделать. Вот приблизительно в таком ракурсе и будут звучать заявления. Конечно же, будет отмечена поддержка территориальной целостности  и суверенитета Украины и поддержка, это уже стандартная фраза от европейских партнеров, дословно, европейских стремлений Украины.

После того, как в Украине остро реагировали на заявления Марин Ле Пен, как стоило бы выстраивать свою государственную политику  в отношении избирательных гонок, которые происходят во Франции и в Германии?

— Во-первых, нужно отказаться от вмешательства во внутриполитический процесс, как это было сделано во время выборов в США, когда благодаря во многом информации от некоторых народных депутатов Украины, в Америке был спровоцирован скандал вокруг главы штаба Трампа. Это во-первых. Во-вторых, нужно налаживать диалог, абсолютно рабочий, я не говорю о каких-то лоббистских моментах, обычная рутинная работа посольства Украины в той или иной стране, чтобы наладить контакт со всеми основными кандидатами, которые идут в президенты, и доносить свою позицию. Но делать это не так публично, не через СМИ, и не провоцировать скандалы, и чисто профессиональная работа, которую имеет право вести посольство в любом иностранном государстве. Поэтому, если мы даже вспомним Марин Ле Пен, то посмотреть сайт посольства Украины во Франции, я не знаю, может, не публично и были контакты, но официальных встреч с ней или с представителями ее команды за последний год не было, хотя ее заявления по Крыму появились не сегодня и не вчера. То есть вопрос, где посольство, где МИД, где вот это вот очень важная закулисная работа в стране пребывания. Если это удастся — наладить контакты и доносить свою позицию, то по большому счету, не будет иметь большого значения, кто будет президентом, потому что главное — переубедить в своей позиции, это раз. А во-вторых, вы же понимаете, резкий разворот ЕС от политики санкций зависит не только от Франции. И мы видим, что уже на протяжении последних двух лет в Европе блокируют инициативы по данному вопросу пять стран. Поэтому там есть более глобальный уровень отношений касательно санкций. И не все будет зависеть от Франции.

Ранее эксперт-международник Виктор Шлинчак в эфире "ГС" заявил, что Украина никак не может повлиять на Еврокомиссию, поэтому безвизовый режим в лучшем случае стоит ожидать к концу весны.

А Эксперт-международник Ростислав Томенчук пояснил, что ЕС находится в состоянии кризиса и не в состоянии сегодня выполнять взятые ранее обязательства.

Самое читаемое
    Темы дня