наверх
28.03.202415:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Очередной кот в мешке. Все риски Бюджета-2017

Страна получила "кота в мешке" - бюджет 2017 проголосован (92)

(обновлено: )2101100
Госбюджет 2017 года еще до принятия получил "подарок от Николая" в виде обязательств государства по вхождению в капитал "ПриватБанка". И так не малые расходы по обслуживанию госдолга станут больше на 5 миллиардов долларов США.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Верховная Рада попробует принять госбюджет на 2017 год за две недели до его наступления. Получится ли? По большому счету, показатели сметы государства на следующий год слишком нереалистичны в части доходов. Плюс государство решило за счет украинских налогоплательщиков закрыть "дыру" в балансе "ПриватБанка". Решение, конечно, благородное, но откуда возьмутся дополнительные 5 миллиардов долларов на это? Западные партнеры приветствовали решение о национализации, но денег на это дать не предложили. А больше взять неоткуда.

Бюджет ренты и акцизов

Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики во вторник рекомендовал принять во втором чтении и в целом законопроект №5132 "О внесении изменений в Налоговый кодекс об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году".

По словам главы комитета Нины Южаниной, документ предусматривает повышение акцизов на крепкие алкогольные напитки на 12%, на табачные изделия – на 40%. В то же время комитет отказался от предложения ввести с 2017 года льготную 12%-ную рентную ставку для новых газовых скважин.

Поскольку законопроект №5132 является базовым для принятия закона о госбюджета-2017, то доходы следующего года видятся правительству в виде бесконечного потока поступлений от подакцизных и выплат ренты за газодобычу. Насколько оправданны такие расчеты? Сейчас пачка не самых дорогих сигарет стоит от 15 гривен и выше, а бутылка водки — под 100 гривен. Кто будет покупать не продукты не самого лучшего качества по заоблачным ценам? Возможно, часть потребителей спустися в ценовой сегмент пониже, часть (невероятно, но может быть) — укротит свои вредные привычки. Но, скорее всего, буйным цветом расцветет контрафакт и контрабанда. 

Исполнительный директор Международного фонда Блейезра Олег Устенко прогнозирует недопоступление в госбюджет расчетных средств от повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия.

"Увеличение акциза на табак на 40% означает, что октроются контрабандные каналы поставки табачных изделий. Мировая практика подразумевает годовое увеличение акциза на 10-20%, а тут — 40%. При том, что мы контролируем не всю нашу восточную границу, а таможенная служба, судя по высказываниям, сама является источником коррупции в Украине. Несомненно, контрабандная продукция потечет к нам рекой, а доходная часть бюджета по поступлениям  от акциза на табак останется не выполненной", — сказал Устенко.

По его словам, такая же ситуация может быть и с поступлениями от акциза на алкоголь.

"20%-ное увеличение акциза на алкоголь в свете последних историй с контрафактным спиртными напитками для меня означает, что мы недополучим эту сумму. Я думаю, что поступления госбюджета рассчитывались как объем поступлений в прошлом году, умноженный на 1,2, а по табаку — на 1,4", — добавил эксперт

"Небольшие" поправки на 5 миллиардов

До решения о национализации "ПриватБанка" расходы госбюджета на обслуживание госдолга составляли весомую часть. Теперь их нужно откорректировать на сумму в 5 миллиардов долларов США. Именно в такую сумму, эквивалентную 148 млрд гривен, оценила глава НБУ Валерия Гонтарева дефицит собственных средств "ПриватБанка", объясняя решение о переходе учреждения из частной в госсобственность. 

Заявления власти о запланированных расходах на национализацию "ПриватБанка" выглядят очень неубедительно. Цена вопроса — 5 миллиардов долларов  — равна расходам Фонда гарантирования вкладов минимум на десять лет.

"5 миллиардов долларов — это 5%ВВП. У меня колоссальные сомнения по поводу этих средств. И каким образом можно будет выдержать дефицит в 3% ВВП, а этот уровень нужно выдержать, потому что без этого сотрудничество с международными финансовыми институтами не будет продолжено. Тогда где мы возьмем необходимые ресурсы для поддержки финансовой стабильности в 2017 году?" — отметил Устенко

В свою очередь внефракционный нардеп Юрий Деревянко заявил, что многие показатели, заложенные в госбюджете-2017, являются фальшивыми.

"В бюджете имеется много "надутых" статей, которые говорят о том, что госбюджет-2017 вряд ли будет реалистичным. Такие вещи, как поднятие зарплат и социальных стандартов в итоге могут оказаться полностью снивелированными. Многие показатели являются попросту фальшивыми, ведь еще надо найти минимум 140 миллиардов гривен для того, чтобы докапитализировать "ПриватБанк". Очевидно, что вся эта ситуация ляжет на плечи каждого украинца. Миллиарды гривен, выделенные на субсидии пойдут напрямую в карманы олигархам, с которыми Кабмин и президент поделят средства", — говорит он.

Вероятный исход

Верховная Рада Украины может и не принять финансовый документ государства до конца нынешнего года. Тогда страна будет жить по росписи — 1/12 расходов в месяц. 

"Я думаю, что многие мотивированы на то, чтобы бюджет не принимать, а жить по двенадцатой части. Тогда легче проводить политические торги. Бюджет здесь, к сожалению, не экономический документ, а во многом — предмет политических торгов. Может оказаться, что мы рискуем войти в следующий год без бюджета", — заявил Устенко 

"Я не очень верю, что бюджет будет принят в том виде, в котором он рассматривается. Более того, я считаю, что есть риск, что мы войдем в следующий год вообще без бюджета. Основываясь на качестве документов, я бы сказал, что есть целый ряд рисков. Глобальный риск состоит в заложенном экономическом росте в размере 3% ВВП. Что будет, если этот рост не будет достигнут? Доходная часть бюджета будет меньше. Второй очевидный риск — доходы от поиска "сокровищ" предыдущей власти. Мало того, что там требуется дополнительная законодательная база, не факт, что эта сумма может быть получена", — отметил Устенко. 

"Следующий риск — это повышение минимальной заработной платы до 3200. В целом не определено, как это произойдет, будет ли повышение по всей тарифной сетке или мы увидим уравниловку — поднимут до 3200 только для бюджетников, а остальным оставят привязку к старому минимуму? Без расчета это, минимум, опасно", — подчеркнул экономист.

"У меня большой вопрос по поводу поступлений от приватизации. Я не совсем уверен, что 17 с лишним миллиардов гривен удастся получить, если в этом году план поступлений выполнен на 1%. Также большие опасения по поводу поступлений в Пенсионный фонд. В этом году его дефицит составит 6,4% ВВП и важным условием сокращения должно было стать проведение параметрической пенсионной реформы, чтобы снизить объем дефицита Пенсионного фонда. Реформы я не вижу, а дыра в следующем году будет только больше", — отметил Устенко.

По его словам, есть вопросы и к расходной части бюджета.

"Котировки нефти на 2017 год по всем форвардным контрактам стоят в диапазоне 50-70 долларов. При этом форварды больше сосредоточены на верхней границе цены. Это означает, что цена на нефть будет расти, а после этого должно произойти увеличение цены на газ. Если мы взяли на себя обязательства выдерживать рыночную цену на газ, ее нужно будет повышать. Тогда на субсидирование тарифов должно быть заложено больше средств чем в нынешнем году. Опять же, если мы собираемся выдерживать наши предыдущие обещания", — отметил аналитик.

Смотрите также: Фотоитоги 20 декабря: прощание с убитым послом РФ, теракт в Берлине, протест в Киеве

Бюджетный процесс стал таким же атрибутом наступающего года, как и покупка елки и планирование новогодних празднований. В отличие от последних бюджет в последние годы не столько радует, сколько огорчает намного больше, чем раньше.

Самое читаемое
    Темы дня