наверх
23.04.202419:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Донбасс: мировой опыт решений и ожидание "украинского сценария"

"Нормандские переговоры" по Донбассу в Минске (417)

(обновлено: )151941
У Украине нет государственной стратегии реинтеграции неподконтрольного Донбасса, потому что нет согласия политической элиты, отмечают эксперты. В результате ни украинцы, ни весь мир не понимают, есть ли у властей страны планы разрешения конфликта.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Конфликт на востоке Украины продолжается более двух с половиной лет, но он все еще далек от завершения. Об этом, в частности, накануне заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после встречи глав МИД "нормандской четверки", состоявшейся 29 ноября и не принесшей прорывных решений. 

Проанализировать международный опыт урегулирования конфликтов и интерпретировать его для Украины: по такому пути пошли аналитики "Международного центра перспективных исследований" Евгений Ярошенко, Василий Поворозник и Анатолий Октисюк, опубликовавшие доклад "Война на Донбассе: четыре модели урегулирования конфликта".

РИА Новости Украина публикует фрагменты этого материала. 

"Конфликт на Донбассе – основной вызов для национальной безопасности Украины. Его мирное урегулирование усложняется отсутствием государственной стратегии реинтеграции отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) из-за разногласий внутри политической элиты. В результате украинское общество и внешние партнеры не понимают, есть ли у правительства какие-либо планы разрешения конфликта на востоке Украины. 

В нынешней ситуации возникает необходимость проанализировать четыре возможные модели государственных решений по урегулированию конфликта на Донбассе, с точки зрения военных и материальных потерь, общественных настроений.

Боснийская модель

Боснийская модель основывается на сохранении территориальной целостности государства в условиях федерализации.

Существует ряд параллелей между минским политическим процессом, который предусматривает урегулирование конфликта на Донбассе путем внедрения "особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области", и Дейтонскими соглашениями, которые "склеили" разделенную трехлетней войной Боснию и Герцеговину.

Несмотря на мирное завершение конфликта и возможность восстановления правительственного контроля над утраченными территориями, реинтеграция ОРДЛО на основе боснийской модели не будет способствовать разрешению причин конфликта на Донбассе. Такой сценарий более выгоден Западу и России, которые смогут избавить себя от лишних расходов, связанных с конфронтацией вокруг Украины. 

Хорватская модель

Хорватская модель предусматривает альтернативный минскому процессу вариант решения конфликта, который основывается на односторонних действиях и силовом преимуществе правительства. Несмотря на привлекательную конечную цель хорватской модели, а именно уничтожение силового потенциала сепаратистов, на пути ее достижения возникают немалые военные, экономические и политические риски.

Пакистанская модель

Пакистанская модель возникла в результате затяжных и кровавых конфликтов, когда государство осознает неспособность победить силы сепаратистов военными методами или приходит к выводу, что ресурсы, потраченные на содержание нелояльной территории, значительно превышают потенциальные выгоды, полученные в результате реинтеграции этих районов.

С одной стороны, "отрезание" ОРДЛО может лишить представителей пророссийского анклава возможностей влиять на внутреннюю и внешнюю политику Украины. С другой стороны, решение об отделении неконтролируемой части Донбасса грозит внутренней дестабилизацией Украины риском общественного раскола и активизацией сепаратистских настроений в других регионах.

Немецкая модель

Немецкая модель предусматривает возвращение утраченных территорий на довоенных условиях путем мирных переговоров с вовлечением внешних игроков.

Она привлекательна, потому что возврат утраченных районов произойдет путем применения не военной, а "мягкой силы". Это предполагает, что другая сторона признает преимущества политической и экономической системы инициатора объединения. Одновременно реинтеграция неконтролируемой территории на собственных условиях возможна лишь в долгосрочной перспективе. Согласно немецкой модели, конечной цели должен предшествовать фактический отказ от возврата неподконтрольной территории.

С другой стороны, немецкая модель – самый сложный вариант долговременного решения территориальной проблемы. В ближайшем будущем нет благоприятных обстоятельств ни внутри Украины, ни на международной арене для реинтеграции неподконтрольного Донбасса по такому сценарию. 

Что делать Украине?

Нынешняя реинтеграционная политика Украины относительно ОРДЛО носит противоречивый характер. Риторика правительства и имитация выполнения Минских соглашений свидетельствуют о том, что Украина де-юре движется в фарватере боснийской модели урегулирования конфликта. Однако практическая изоляция ОРДЛО позволяет утверждать, что Украина де-факто выбрала пакистанскую модель в качестве временного решения. В то же время украинское общество не имеет единого видения будущих связей Украины с неконтролируемым Донбассом.

Читайте также: Судьба Донбасса и позиции США, ЕС и России

Учитывая отсутствие национального консенсуса, первым шагом на пути к завершению войны на Донбассе должен быть общественно-политический диалог внутри нашей страны. Для этого необходимо проведение прозрачных и открытых дискуссий между политической элитой и обществом вокруг места Украины в мире, цивилизационного выбора, Конституции, формы государственного устройства, отношений с ЕС, НАТО, Россией и государствами Запада, а также проблем Крыма и Донбасса”.

"Через несколько лет появится "украинский сценарий"

Предложенные аналитиками МЦПИ сценарии для Украины и Донбасса для РИА Новости Украина прокомментировал политолог-международник, директор информационно-аналитического центра "Перспектива" Павел Рудяков.

"Для нас все эти сценарии – они как повод для размышления. Но вместе с тем, повод, для того чтобы посмотреть на них, изучить и отвергнуть. 

У нас другие условия, у нас совсем другие форматы. Например, если мы берем так называемый хорватский сценарий, то, что сейчас модно у нас – у ряда политических сил, – силовое подавление мятежных территорий, то это только умозрительные вещи. Об этом много сказано и много написано", – отметил эксперт. 

Рудяков сообщил, что сейчас в мире есть богатый опыт урегулирования конфликтов, "но у нас абсолютно оригинальная ситуация". 

"Я думаю, когда пройдет 2-3-4-5 лет, появится еще термин "украинский сценарий", его будут изучать в курсах международной политики и международных отношений. А все эти сценарии – они важны, как опыт, но они к нам не применимы в чистом виде, потому что у нас специфическая ситуация. И мы, к большому сожалению, слишком оригинальны, чтобы применять другие сценарии", – подытожил политолог. 

Самое читаемое
    Темы дня