наверх
20.04.202414:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Корпоратизация спасет от коллапса? Гройсман и авиапром

(обновлено: )2940221
"Укроборонпром" вместе с Минэкономразвития планируют корпоратизацию ГП "Антонов", а премьер Гройсман предлагает "задачу-минимум" в виде налаживания серийного производства самолетов, которое прекратилось после разрыва связей с Россией.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Разрыв кооперационных связей с российскими предприятиями привел к коллапсу, как на то и рассчитывали украинские "сценаристы". Правда, в коллапсе оказалась не Россия, а Украина в сегменте авиапромышленности. Украинское авиастроение не может производить самолеты без российских комплектующих, как бы этого ни хотели премьер-министр, президент и прочие чиновники рангом помельче.

К сожалению, эксперименты с корпоратизацией государственных предприятий авиационной промышленности только ускорят процесс деградации и развала.

Пожелание золотой рыбке

ГП "Антонов" посетил 29 ноября премьер-министр Украины, чтобы в традиционном, независимо от страны происхождения, для власти стиле пожелать: "Денег нет, но вы там держитесь".

Из выступления Гройсмана стало понятно, что для развития возможностей Украины в сфере самолетостроения важно найти "финансовую поддержку, чтобы в воздух подняли украинские самолеты", и попутно помочь ГП "Антонов" выйти из того состояния, в котором он сейчас находится.

По версии премьер-министра Украины, ранее развитие ГП "Антонов" сдерживалось, тогда как другие авиастроительные компании, в том числе и российские, развивались. "Главное — это высокотехнологичный продукт, которым Украина сегодня владеет. Эти самолеты ничем не хуже, чем аналоги мировых производителей", — порадовал своей эрудицией Гройсман.

Вероятно, чтобы приблизить светлое время, которое начнется с восстановлением серийного производства на "Антонове", Гройсман пообещал, что Кабмин займется реструктуризацией долгов авиастроителей и даже профинансирует госзаказ.

"Идея следующая — найти ресурсы, дать возможность производить самолеты, эти самолеты мы должны поставить на авиалинии Украины. У нас есть государственная компания "Украина", есть частные компании. Мы тогда сможем продавать самолеты, когда сами на них будет летать. Сегодня наша задача лежит в том, чтобы наладить серийное производство", — подчеркнул премьер.

Премьер-министр Владимир Гройсман посетил ГП "Антонов" в Киеве

Идея Гройсмана передать в авиакомпанию "Украина" новые самолеты, которые когда-нибудь построят на "Антонове", рождает дурные предчувствия. Возможно, только премьер не знает, что "Украина" давно признана банкротом, и возродить авиакомпанию, которая стала "праматерью" (или — праотцом) для "Аэросвита" и "Международных авиалиний Украины" — дело героическое, но практически безнадежное. Сродни восстановлению серийного производства на "Антонове".

Такими же дурными предчувствиями отдает и оптимизм премьера по 100%-ному импортозамещению комплектующих, которые раньше закупались в России. 

"У нас есть возможности приобретать комплектующие не в России, а в других странах. Тут нет проблем", — заявил он. 

По его словам, многие комплектующие Украина может производить самостоятельно. Но почему-то не делает. Наверное, нет одной вещи, очень необходимой для любого производства, — денег.

Можно сто раз повторить, что деньги на авиапром есть, но их от этого почему-то еще ни разу не прибавилось. Это хорошо известно еще со времен то ли Ющенко, то ли Януковича.

Первый шаг к приватизации

Вместо финансирования авиапрома со стороны государства, ему, похоже, светит распродажа с полной ликвидацией научно-технического потенциала.

Накануне посещения Гройсмана ГП "Антонов" концерн "Укроборонпром" сообщил о согласовании с Минэкономразвития планов по корпоратизации "Антонова", "Завода 410 ГА", "Чугуевский авиационный ремонтный завод", Госпредприятие авиации общего назначения и производственного объединение "Карпаты".

"Корпоратизация предприятий концерна позволит создать прозрачные структуры управления, Наблюдательные советы, установить единые общепринятые правила, в том числе, для международных инвесторов", — отметили в концерне.

Эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава считает, что корпоратизация никаких изменений в эффективности работы не даст. 

"Проблемы предприятий находятся в другой плоскости, а не в форме организационного управления предприятиями", — сказал Кава.

По его словам, иностранные инвесторы не заинтересованы в украинском авиапроме.

"Заинтересованы только девелоперы в освоении площадок в довольно выгодных местах, а у инвесторов интереса к таким объектам нет", — подчеркнул эксперт.

В свою очередь экс-министр экономики Украины Виктор Суслов отметил, что корпоратизацию авиапрома можно рассматривать как первый шаг к возможной приватизации. 

"Сама по себе корпоратизация ничего не даст, ни капиталов, ни заказов. Но появляется возможность продажи пакетов акций и привлечения инвесторов. Однако, нужно ли вообще двигаться в эту сторону? Я не уверен. Как государственные предприятия они могли работать достаточно эффективно, и длительное время именно так они и работали", — отметил Суслов. 

"С другой стороны, интересны ли эти предприятия для иностранных инвесторов? Наверняка нет. В чем опасность движения по пути к приватизации этих заводов? Предприятия находятся в черте города, они располагают большими земельными участками, комплексами зданий и т. д. Движение по пути к приватизации может просто привести к прекращению работы данных предприятий с целью использования помещений и земельных участков совсем в других целях. 

То есть для Украины это чревато угрозой окончательной утраты авиационной промышленности", — добавил эксперт. 

Он также отметил, что ухудшение ситуации на этих предприятиях связано с разрывом с российскими поставщиками, поскольку авиационная промышленность Украины очень зависима от поставок комплектующих из России. "Но я думаю, что в существующей политической ситуации никто не допустит участия в приватизации этих заводов российских предприятий, да они, скорее всего, уже и не будут в этом участвовать. А это — единственный, технический, шанс возобновить работу украинских предприятий на какой-то стабильной основе. Но по политическим мотивам такая интеграция невозможна", — констатировал Суслов.

"Мотор Сич" идет в Китай?

Пока в фокусе внимания СМИ находится "Антонов", практически незамеченным остался факт, озвученный главным редактором "Зеркала недели" Юлией Мостовой. Очень эмоционально она сообщила, что скоро в Украине не останется ничего кроме "мафостроительных университетов" (МАФ — ларек, малая архитектурная форма). По ее словам, украинские конструкторы массово уезжают в Казахстан, Россию, Индию, Ирак. А "Мотор Сич" ведет переговоры, чтобы перевести производство аж в Китай. К сожалению, она не усмотрела связи между таким решением и политикой Украины последние 2,5 года, хотя бегство технической интеллигенции — первое следствие разрыва технологических связей с РФ. Украинские заводы остановились под лозунгами движения в Европу, а украинцы ищут применение своим знаниям и опыту за рубежом.

По мнению Виктора Суслова, информация о переносе производства в Китай может быть связана с тем, что там предприятие может получать необходимую комплектацию от РФ, как это было раньше. 

Читайте также: Деиндустриализация аукнулась. Суслов о состоянии дел на ГП "Антонов"

"В Украину, с учетом разрыва связей, это невозможно. Но завод не возьмешь и не перенесешь целиком. Значит, нужно строить завод с участием китайского капитала, туда придется передавать научно-техническую документацию и технологии, а рабочих и инженеров туда всех не привезешь. Это значит, что Украине придется поделиться с Китаем своими технологиями двигателестроения. Конечно, для страны это плохо: уникальные технологии могут быть отданы Китаю за очень скромную плату, если там вообще какая-то плата будет", — подчеркнул Суслов.

"Известно, что "Мотор Сич" прилагала большие усилия к организации производства вертолетов в белорусской Орше. Это показывает, что Мотор Сич мечется: крупное, высокотехнологичное предприятие, способное производить продукцию на миллионы долларов, ввиду чисто политических факторов вынуждено искать каких-то потребителей", — добавил он. 

В то же время, напомнил эксперт, передача технологий — это вопрос, который зависит не только от предприятия. "Многие технологии, связанные с военным производством, — это собственность не предприятия, а государства, и есть определенные ограничения, связанные с режимом секретности. Поэтому, с передаче военных технологий — все не так просто. Нужно участие и готовность украинского государства поддерживать данный проект", — сказал Суслов.

Известная старуха из сказки Пушкина о золотой рыбке возжелала стать владычицей морской и почему-то оказалась у разбитого корыта. Этот незамысловатый сюжет как нельзя лучше иллюстрирует всю политику украинской власти по отношению к высокотехнологичному производству, как и результат — разбитое корыто.

Самое читаемое
    Темы дня