наверх
23.01.202214:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Укрзализниця": от реформы до подорожания проезда один шаг

Тотальная нищета, рост цен и тарифов (1004)

(обновлено: )137151
Повышение цен на железнодорожные услуги связано лишь с монопольным положением "Укрзализныци" и желанием чиновников наполнять коррупционные потоки, в то же время железнодорожный транспорт станет недоступен большинству граждан Украины.

Анна Лаба, РИА Новости Украина

В "Укрзализныце" планируют повысить стоимость железнодорожных билетов и перевозки грузов в 2017 году. Об этом накануне заявил член правления компании Ремигиуш Пашкевич. По его словам, новые тарифы учитывают не только рост расходов в результате ослабления гривны и инфляции, но и увеличение спроса на железнодорожные перевозки. В 2017 году "Укрзализныця" намерена увеличить объем капитальных инвестиций почти в два с половиной раза – с 11 миллиардов гривен, которые компания заработает по итогам 2016 года, до 27 миллиардов гривен. Около 46% средств компания планирует направить на покупку основных средств, 33% – на ремонт электросетей, 19% – на модернизацию подвижного состава и 2% – на другие нужды. 

Чтобы получить средства для полной реализации планов, "Укрзализныця" запланировала повышение тарифов на свои услуги. Билеты на пассажирские перевозки вырастут на 35%, а стоимость грузоперевозок – на 25%. 

Улучшения качества не ждите

Обещания повысить качество пассажирских перевозок за счет повышения цен на железнодорожные билеты в Украине разменяли уже второй десяток лет. В 2004 году Евгений Червоненко, став министром транспорта, впервые за новейшую историю страны резко повысил тарифы на пассажирские перевозки – почт на 50%. При этом он обещал, что буквально через полгода-год в Украине появятся европейские поезда, мировой уровень качества сервиса и так далее. Цены подняли, но качество услуг только ухудшилось. Прошло 12 лет, и за это время железная дорога традиционно повышает цены от 10 до 20 процентов на все виды услуг, при этом качество этих услуг систематически падает. 

Эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов уверен, что и в 2017 году, после очередного взвинчивания цен, сервиса мирового уровня на железнодорожном транспорте украинские пассажиры не увидят.

"Качество перевозок не улучшится. Это все латание дыр, белее того, это латание латания дыр. "Укрзализныця" неоднократно заявляла, что для улучшения качества перевозок необходимо повышать тарифы чуть ли не в три или четыре раза. Но тут сразу возникает вопрос: с какого потолка берутся цифры? Тарифы на пассажирские перевозки непрозрачны. Для того и необходима была реформа "Укрзализныци", чтобы четко разделить баланс грузовых перевозок и пассажирских перевозок, и понимать где себестоимость и как эта себестоимость получается. Еще 15 лет назад, при Кирпе, принципиально ставился вопрос о создании Национальной комиссии по регулированию тарифов на транспорте, которая четко определит, каким образом повышаются тарифы. При новой власти уже три года говорится, что мы должны создать эту комиссию и ничего не происходит. Поэтому у меня у меня принципиальная позиция, что никаких повышений тарифов не должно быть до создания этой Нацкомиссии", — сказал Вячеслав Коновалов на пресс-конференции в Киеве.

По мнению эксперта, у власти нет политической воли для создания национального регулятора, а есть лишь желание повысить тарифы.

Злоупотребление монопольным положением

Обращает на себя внимание и факт, что "Укрзализныця" стала злоупотреблять монопольным положением, чтобы продавать более дорогие  услуги, когда они не по карману определенным категориям населения. Например, поезд "Интерсити", который идет из Днепра в Киев, практически не имеет альтернативы, и люди вынуждены переплачивать, чтобы добраться до нужного пункта назначения. Уже сейчас основное предложение "Укрзализныци" рассчитано на состоятельных людей, для украинцев со средней или даже минимальной зарплатой проезд в поездах "Интерсити" стоимостью 300 грн в один конец — непозволительная роскошь.

"Повышение тарифов – это вторичная проблема. Первичная же та, что железная дорога стала менее конкурентноспособной, чем частный извоз. Если считать некоторые маршруты, то получается, что на автомобиле гораздо дешевле ехать вчетвером, чем по железной дороге. И этого нет нигде в мире, потому что групповой транспорт всегда дешевле по определению", — сказал директор консалтинговой компании William invest expert Виктор Медведь.

Спрятанные резервы

Повышение тарифов на перевозки обосновывается тем, что нужны капитальные инвестиции на проведение реформ. Однако в условиях падения экономики и при отсутствии платежеспособного населения рост цен неминуемо приведет к падению как грузовых, так и пассажирских перевозок. Поэтому, как отмечают эксперты, не факт, что УЗ получит ожидаемый эффект. Вполне возможно, что перевозки упадут настолько, что железная дорога выйдет на те же деньги, которые получала и в предыдущий год. 

Читайте также: Майдан уже не тот. Эксперты подвели итоги недели

Виктор Медведь уверен, что УЗ не исчерпала все возможности, чтобы, не повышая тарифы, улучшить качество услуг. 

"Абсолютно негативно проработало и действующее управление железной дороги, и Мининфраструктуры, потому что никто даже не заикнулся о возможности реструктуризации долговых обязательств перед внешними заемщиками по долларовым и еврокредитам. Практически все частные организации провели реструктуризацию, списание, Украина, как субъект, тоже пошла на реструктуризацию, и только железная дорога тупо платит по максимальной сумме. По сути, эти 15 млрд гривен, на которые повышается сегодня стоимость пассажирских перевозок, эта сумма эквивалентна потери железной дороги от некачественной финансовой политики. Если бы железная дорога вела себя правильно, то можно было бы не только не повышать тарифы за счет этих резервов", — заявил эксперт.

Также  УЗ не использовала фактор борьбы с коррупцией. Не однократно говорилось, что при прежней власти из УЗ вымывалось за счет коррупционных схем, по разным оценкам, от 15% до 20% доходов отрасли.

"Сегодня преодоление коррупции дало бы конкретный эффект в балансе УЗ в отчете о финансовых результатах увеличение прибыли на 15% в связи с тем, что сокращены определенные затраты и определенные доходы возвращены в железную дорогу. Мы не видим этих 15-ти процентов, то есть, ни на одну гривну борьба с коррупцией не принесла эффективность. Это говорит о том, что, по сути, бенефициары коррупционных потоков поменяны, но эти коррупционные потоки продолжают развиваться", — констатировал Медведь.

Немаловажным фактом, по мнению экспертов, является неэффективность железной дороги в плане трудозатрат. Например, сих пор все вагоны не оснащены считывателями QR-кодов, поэтому несмотря на заказ билетов через Интернет, пассажирам приходится обращаться в железнодорожные кассы.

Еще одним серьезным резервом получения средств для УЗ являются непрофильные виды услуг: реклама, торговля, размещение различного рода вендинговых автоматов, терминалов в вокзалах.

"Железная дорога – это серьезный якорный бизнес, и он может приносить до 50% вспомогательных доходов от других видов деятельности. Поверьте, эти доходы получают. Но их получает не железная дорога, конкретные чиновники, которые ее используют для набивания своих карманов и становятся миллионерами", — сказал Медведь.

Имитация реформ

Что касается широко разрекламированной реформы УЗ, то по факту изменений в уменьшении затрат, увеличении эффективности, улучшении качества услуг не наблюдается, а руководитель УЗ выдает за реформы смену штор в вагонах и наполнителя в подушках.

"Это не реформы, это выполнение текущих функций железной дороги. Когда текущие капитальные ремонты, которые запланированы и из года в год идут по железной дороге, приводят как капитальные инвестиции и реформы – это тоже оболванивание населения", — считает Медведь.

Железная дорога – одно из самых крупных и дорогих предприятий в Украине, но она никак не развивается позитивно, и это наносит ущерб и качеству перевозок, и качеству коммуникаций.

"Во всех развитых странах мира фактор окупаемости железной дороги стоит на втором плане, на первом плане стоит возможность социального инфраструктурного постоянного обмена населения. Поэтому если мы сравним возможности доступа к железной дороге в Европе и у нас, то эта разница составит 1 к 10. Там по нашим адекватным тарифам, если перевести их в европейские, исколесить всю Европу, а у нас — съездить в Днепропетровск и обратно", — считает Медведь.

А после очередного повышения стоимости проезда железнодорожный транспорт станет недоступен большинству граждан Украины. 

"Где взять средства на оплату этих тарифов, если, по сути, инфляция никоим образом не компенсирована? Поэтому это повышение в очередной раз приведет к новому витку инфляции и обесцениванию доходов населения", — подытожил Медведь.

Самое читаемое
    Темы дня