наверх
23.04.202410:09
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Чего изволите?": тарифы ЖКХ перешли под контроль Порошенко

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )5938211
Вопросы регулирования энергетики и коммунальных услуг стали подконтрольны президентской вертикали. Порошенко подписал соответствующий закон, и теперь НКРЭКУ будет работать, как и раньше, беспрекословно поднимая тарифы, но уже в правовом поле.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

До 2014 года в Украине действовала Нацкомиссия по госрегулированию в сфере энергетики (НКРЭ), которая занималась выдачей лицензий и установлением тарифов для производителей тепловой и электрической энергии. Одним из решений президента Украины Петра Порошенко в первые сто дней президентства было ликвидация НКРЭ и создание вместо нее Нацкомиссии по госрегулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Зачем это было сделано?

Тарифы – под контролем Порошенко

НКРЭ была подчинена президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде. Под новой вывеской НКРЭКУ воцарился перспективный менеджер московского представительства корпорации Roshen Дмитрий Вовк, 26 лет от роду на момент назначения. Почти два года комиссия осуществляла деятельность исключительно на основании указа президента о ее создании, который он подписал в августе 2014 года.

Теперь НКРЭКУ формально работает в правовом поле. Недавно президент Украины Петр Порошенко подписал закон о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), который определяет статус и полномочия этой комиссии. Верховная Рада Украины принял закон о Национальной комиссии, которая будет осуществлять государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг еще 22 сентября.

Как теперь будет работать НКРЭКУ? Согласно закону, ее члены утверждаются президентом на основании решения Номинационной комиссии. Номинационная комиссия состоит из пяти человек, двоих из них определяет президент, еще двоих – Верховная Рада (по одному от комитетов ТЭК и ЖКХ) и одного – Кабмин (по представлению министра энергетики).

В состав регулятора будут входить семь членов, в том числе председатель. Они будут назначаться на 6 лет без права занимать должность более 2 сроков.

В заключительных положениях говорится, что к действующему главе и членам НКРЭ президентом применяется ротация, согласно которой члены регулятора подлежат увольнению в три этапа. Первых 3 членов должны сменить не позже 6 месяцев с момента вступления в силу закона, еще двоих – не позже 12 месяцев, остальных — не позже чем через 18 месяцев.

Ранее страны G7 призвали Украину как можно быстрее принять закон о НКРЭКУ. Они заявили, что этот закон должен создать независимый орган регулирования в газовой и энергетической отраслях, в соответствии с соглашением об ассоциации между ЕС и Украиной и соглашения об Энергетическом Сообществе. Также, страны "большой семерки" считают, что принятие этих законов является ключевой частью, которой не хватает для внедрения конкурентного и открытого рынка газа и электроэнергии в Украине.

Легко ли быть независимым?

Конкурентный и открытый рынок энергоносителей в Украине сейчас вряд ли возможен, так как в нем не заинтересована сама власть. Пока есть монопольный оператор в лице "Нефтегаза", тарифы на газ как для населения, так и для промышленности могут быть любого уровня "потолочности" расчетов – нарисуют столько, сколько будет надо.

Если же появится независимый поставщик, еще и европейский, который предложит цены ниже, можно представить себе масштабы катастрофы – так и декларации чиновников могут "похудеть".

Чтобы избежать таких катаклизмов, все останется как есть: с виду незавимый, но полностью подконтрольный президентской вертикали регулятор тарифов на тепло и электроэнергию, который своим решением может утвердить какой угодно уровень стоимости горячей воды или других жизненно важных коммунальных услуг.

Эксперт по вопросам энергетики, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский отмечает, что с подписанием закона об НКРЭКУ ситуация на рынке не изменилась.

"По существу, ничего не поменялось. Комиссия работала вне правового поля, закона о ее деятельности не было. Сейчас произошла формализация. Как быть с ранее принятыми решениями – это вопрос к юристам", – сказал Землянский.

При этом, эксперт напомнил, что тарифы на газ устанавливались Кабмином.

"НКРЭКУ в пределах своей компетенции устанавливало тарифы на тепло и горячую воду, исходя из решения КМУ о новой цене на газ – исключительно математическим путем. Если бы было движение в сторону либерализации рынка в хорошем смысле, путем появления новых игроков и прочих вещей, ситуация могла бы измениться", – добавил аналитик.

"Тарифы будут пересматриваться только в сторону увеличения"

В свою очередь, профессор Национальной академии госуправления при президенте Украины Геннадий Рябцев отмечает, этот закон закрепил статус-кво, когда комссия не является независмой.

"Внесение поправок, касающихся избрания членов комиссии и того, что касается конкурса… Фактически, это замораживание на 18 месяцев нынешней ситуации, с учетом того, что недостает двух членов комиссии, оно вполне устраивает президентскую ветвь власти. Все было бы хорошо, если бы имели независимого регулятора", – отметил Рябцев.

Читайте также: Новые тарифы на тепло: возмущение вас согреет

К сожалению, добавил эксперт этот регулятор является явно подконтрольным, он принимает решения, направленные исключительно на поддержку монополистов.

"Ни одно решение не принято регулятором в пользу потребителей. А зачем нам такой регулятор, который вместо арбитражных функций реализует функциии официальной поддержки тех, против кого нынче выступает целый ряд оппозиционных сил?", – добавил он.

Поэтому, уверен эксперт, тарифы НКРЭКУ будет пересматривать только в сторону увеличения.

"У нас рынок декларативный, в реальности его не существует. Поэтому НКРЭКУ может устанавливать абсолютно произвольные  тарифы, исходя из тех затрат, которые несут энергетические монополисты. А они просто пишут затраты, как считают нужным, поскольку по большому счету проверять никто не будет. Планы Минрегионбуда провести проверки – это просто смешно. Какие у них полномочия на эти проверки?", – отметил Рябцев. 

По его словам, к заявлениям Гройсмана о том, что якобы что-то неправильно посчитали, есть встречный вопрос: "Где  вы были раньше?".

"Получается, рынок вышел из-под контроля Кабмина? Или это не Кабмин инициировал все изменения тарифной политики? За этой дымовой завесой в виде завышенных тарифов совсем забыли о том, что консервируется положение с субсидиями, которые субсидиями не являются.

Никто не спорит, что тарифы должны стимулировать энергосбережение, но тем, кто не может платить, должна предоставляться помощь в монетарном виде.

Сегодня граждане не получают ничего, потому что деньги, направленные на утепление и энергосбережение, идут компаниям, которые установили такие высокие тарифы. Они получают прибыль дважды: от тарифов и тех сумм, которые в виде субсидий перечисляются из бюджета", – констатировал Рябцев.

Власть у монополистов

Рынок газа в Украине, о котором так долго рассказывал "Нафтогаз", на деле свелся к установлению "рыночной" цены на газ по импортному паритету. Но поставщик газа, как и прежде – монополист, поэтому сколько бы он ни запросил, он обязательно получит требуемое.

А о том, на сколько хватит доходов потребителей, украинские власти, похоже, забыли напрочь.

Самое читаемое
    Темы дня