Наталья Печорина, РИА Новости Украина
Украина собирает достаточно хорошие урожаи, и могла бы получать от экспорта продовольствия хорошие прибыли. Но государство полностью устранилось в вопросах санитарного контроля агропродукции, хотя это абсолютно противоречит практике цивилизованных стран.
В то же время Украина из экспортера продукции с высокой долей переработки, а значит и добавленной стоимости, превращается в торговца сырьем.
Зерновые рекорды
В 2016 году в Украине собран почти рекордный урожай зерновых, 59,8 млн тонн. Больше было только в 2014 году — 63,8 млн тонн. Кроме того, в 2015-2016 маркетинговом году (июнь 2015 — июль 2016) Украина экспортировала рекордный объем зерна — 39,4 млн тонн, побив рекорд 2014-2015 маркетингового года (МГ) в размере 34,8 млн тонн.
По данным Минэкономразвития, Украина — крупнейший импортер пшеницы в ЕС. В 2015-2016 МГ в Евросоюз было поставлено 1,62 млн тонн пшеницы из Украины или 49% от общего объема импорта в ЕС. По этому показателю Украина опередила США, Канаду и РФ.
При этом Министерство сельского хозяйства США (USDA) улучшило прогноз урожая зерновых в Украине в текущем маркетинговом году (МГ, июль 2016 — июнь 2017 год) на 4,5% по сравнению с июльским прогнозом — до 64,1 млн т.
Однако в России — тоже рекордный урожай, 117 миллионов тонн зерна, и лидерство на мировом рынке по объему экспорта пшеницы. По прогнозу Министерства сельского хозяйства РФ. В 2016 году экспорт зерновых может увеличиться с 30 до 35 млн тонн, а по экспорту пшеницы Россия сохранит лидерство, обойдя даже крупных поставщиков в лице Евросоюза и США.
Однако все эти рекордные поставки проходят в условиях очень низких мировых цен на зерно.
Сколько зарабатывают зернотрейдеры?
Украина, по оценкам экспертов, в 2015-2016 МГ (июль 2015 — июнь 2016) обновила рекорд по экспорту зерна за рубеж. По данным Минагропрода, на внешние рынки было отгружено 39,415 млн т, что на 13% выше показателей предыдущего сезона. По подсчетам министерства, экспорт пшеницы составил 17,354 млн т, кукурузы — 17,396 млн т, ячменя — 4,409 млн т, других зерновых культур — 256 тыс. т.
За 10 последних лет экспорт зерна из Украины вырос в 3,3 раза, достигнув 37,6 млн т в 2015 г., сообщает "АПК-Информ". Но снижение мировых цен привело к тому, что при росте экспорта зерна доходы от него не превышают период курсовой стабильности гривны, который закончился в начале 2014 года. Грубо говоря, в долларовом эквиваленте доходы 2016 года не выше, чем в 2013.
Эксперт Алексей Якубин отмечает несколько важных тенденций в контексте экспорта зерновых.
"Цены на зерновые в мире продолжают снижаться. Тенденция возникла в прошлом маркетинговом году и продолжается сейчас. Это ведет к тому, что доходы украинских зернотрейдеров будут уменьшаться. Очевидно, что если падает цена на зерновые, это означает, что мировой рынок находится в точке насыщения. Отчасти цены на зерно коррелируются с низкими ценами на нефть, и снижение наблюдается во всех сегментах сырьевых товаров. Это касается не только зерна, но и стали, металлопроката и т. д. Если говорить о ценах на зерно, то в таких низких параметрах они были десять лет назад", — отметил Якубин.
"У нас странно построена система экспорта на ключевые рынки. Например, Швейцария является одним из ключевых импортеров украинского зерна и другой агропродукции. При этом она не является конечным потребителем. Это делается ради того, чтобы под прикрытием трансфертного ценообразования оптимизировать налоги. Получается, что зернотрейдеры таким образом не доплачивают в госбюджет. Параллельно со снижением цен на мировых рынках они оставляют себе какую-то маржу. Наши зернотрейдеры, на самом деле, сверхприбыльные. Во-первых, это агрокомпании, и они торгуют не только сырьем, там целый комплекс. Одновременно они перекладывают все риски по снижению мировых цен на других, в том числе и на госбюджет", — добавил эксперт.
Где наш рынок?
Традиционные рынки Украины — это не Евросоюз. Через него зерно идет транзитом в Северную Африку и на Ближний Восток.
"В первую очередь мы туда экспортируем наши зерновые. Учитывая, что часть рынка потеряна, эти рынки являются ключевыми в поставках украинских зерновых. Если говорить о Евросоюзе в контексте зерновых, он не главный наш партнер. Если наш экспорт идет в европейские страны, это говорит о том, что есть тенденция к трансфертному ценообразованию. Например, есть определенные налоговые послабления в Недерландах или в Австрии или в Люксембурге. Получается, что мы видим экспорт в ЕС, а на самом деле это применение трансфертного ценообразования. А конечные пользователи — это не страны ЕС, а Ближний Восток и Северная Африка, в последнее время растет экспорт в страны Персидского залива. Эти регионы традиционно импортируют достаточно много продовольствия", — отмчает Якубин.
Однако, эксперт отмечает, что украинское зерно может расширить свое присутствие на мировом рынке. Для этого государству нужно включиться в работу. Например, урегулировать конфликт вокруг поставок Китаю зерна Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины (ГПЗКУ). В 2013 году Китай оплатил, но так и не получил законтрактованное количество зерновых культур, и теперь он открыто выражает свое недовольство. А украинская сторона фактически это недовольство игнорирует.
"Скандал с непоставкой зерна Китаю по предоставленным ранее деньгам, он далеко не исчерпан, и этот негативный опыт очень сильно сказывается на украинских возможностях в Китае. Это рынок, где Украина могла бы нарастить свое присутствие, но для этого нужно гарантировать Китаю выполнение всех ранее взятых на себя обязательств", — считает Якубин.
По его словам, потенциал для расширения присутствия Украины на мировом рынке зерна есть.
"Китай мог бы быть одним из перспективных рынков, если с ним грамотно строить работу. Но у меня впечатление, что в этом рынке не заинтересованы ни зернотрейдеры, ни государство, которое проявляет очень слабую инициативу", — констатировал он.
При этом эксперт напомнил, что Минагрополитики под эгидой дерегуляции отменило процедуру выдачи государственных сертификатов.
"Это подавалось как супер-достижение. Но на мировых рынках наше зерно стало считаться опасным. Там было большое удивление, когда вместо сертификата государства, которые гарантирует хоть что-то, стали предъявлять результаты частных лабораторий. В том же ЕС многие страны требуют сертификаты государственного образца. Это была одна из ошибок, которая сказывается на нашем аграрном экспорте в Европу", — отмечает Якубин.
"На самом деле, во многом мы долго слышали об аграрной сверхдержаве, о которой много рассказывали политики, но в реальности мы продолжаем продавать сырье. А учитывая, что цены на сырье на мировых рынках падают, мы видим, как произошел закат идеи аграрной сверхдержавы. Одно дело, если бы мы продавали макароны, изготовленные из этого зерна, мы могли бы заработать в десять раз больше на этом урожае, но продаем мы сырье, при этом наши агрокомпании еще не доплачивают в бюджет, пользуясь механизмом трансфертного ценообразования", — констатирует эксперт.
Читайте также: Война "свои" против "чужих". Кризис платежных систем и гастарбайтеры
Украинское правительство не желает углублять цепочку переработки сырья, и превращает экономику в сырьевой продовольственный придаток богатых стран. Уже все забыли, как обещали экспорт машиностроения в Европу, а не деиндустриализацию, или открытие новых рынков, а не потерю традиционных. Теперь — вместо обещанной аграрной супердержавы все скатилось к банальному экспорту сырья в страны с невысокими требованиями к импорту, зачастую — третьего мира.