Владимир Матвеев
В течение последних нескольких дней обозреватели мировых СМИ удивлялись масштабам накоплений и приобретений украинских чиновников, ставя под вопрос прогресс в борьбе с коррупцией в стране с бедствующим населением.
Обнародование электронных деклараций было одним из условий МВФ и ЕС для предоставления очередного пакета финансовой помощи Украине и предоставления ее гражданам права безвизового въезда в ЕС.
Вынужденная условиями получения безвизового режима с ЕС система электронного декларирования имущества и доходов парламентариев и чиновников в Украине вызвала широкий общественный резонанс даже в Европе, пишет The Guardian.
Британское издание пишет о "шоке" от информации об объемах наличности у украинских политиков.
"И самым большим шоком стало то, сколько денег украинские политики, оказалось, прячут в наличности", — пишет журналист The Guardian Шон Уокер. По его мнению, последние новости "заставили многих подозревать, что новая элита ничем не лучше предыдущей".
Принятие в Украине нового закона, обязывающего высокопоставленных чиновников отчитываться о своем имуществе, показало, какими богатствами обладают представители власти в этой бедной стране. Только у членов Кабинета министров насчитали 7 миллионов долларов наличными.
Премьер-министр Владимир Гройсман задекларировал 1,2 млн долларов и 460 тыс. евро наличных средств, а также коллекцию роскошных часов. Многие другие официальные лица заявили о сотнях тысяч долларов наличных денег.
Президент Украины Петр Порошенко подал декларацию, указав $26 млн в банке и 800 тыс. грн и $60 тыс. наличными и 104 компании.
Издание Spiegel отмечает, что "требования МВФ вынудили президента Украины обнародовать подробную информацию о состоянии". Газета напомнила, что в августе 2015 года МВФ приостановил выделение денег из-за отсутствия антикоррупционных мер и того, что требования к экономии не были выполнены".
Между тем обремененная миллиардными долгами Украина держится на плаву благодаря кредитам МВФ, США, ЕС и других доноров, а также реструктуризации $15 миллиардов евробондов.
Украинские чиновники, парламентарии задекларировали много наличности, земельных участков, домов, элитных автомобилей, дорогих часов, дорогостоящих вин, уникальных предметов искусства и др.
Немногие из коллег представителей украинской власти в Великобритании, Германии, Швейцарии и Франции могут позволить себе декларировать хранящиеся дома яйца Фаберже, коллекции средневекового холодного оружия, религиозные реликвии, а также десятки фирм, включая в оффшорах.
Недавно назначенный главой "Укрзализныци" гражданин Польши Войцех Балчун пишет, что электронные декларации политической элиты Украины видят люди и из других стран. И увиденное их шокирует. "Не рискнул бы даже приблизительно пересказывать впечатления поляков от задекларированных миллиардов в чулках, частных церквей, антиквариата, часов и автомобилей", — отмечает Войцех Балчун.
Декларации, заполненные в конце октября украинскими чиновниками, поднимают вопрос относительно масштабов коррупции в стране, пишет Financial Times.
Антикоррупционная реформа в Украине, обязавшая чиновников задекларировать свое имущество, показала, насколько велика разница между богатством политиков и тех, кого они представляют, пишет Reuters.
Американская International New York Times акцентирует внимание на недоверии украинских властей к банковской системы страны. "В Украине, даже главный банкир не доверяет банкам", — пишет корреспондент газеты Эндрю Крамер.
По словам аналитиков, все это "показывает, какой длинный путь предстоит проделать Украине в борьбе с коррупцией", передает Голос Америки.
Смотрите также: Константиновский сообщил, зачем задекларировал рекордную сумму в наличке
В Государственном департаменте США называют успехом начало реализации системы электронного декларирования, но заявляют о необходимости привлечения коррупционеров, которые использовали государственные должности для обогащения, к ответственности.
Теперь антикоррупционное ведомство Украины попытается проверить предоставленные высокопоставленными чиновниками данные. По данным Голоса Америки, рассмотреть предстоит более 100 000 документов.