наверх
15.11.201908:23
Курсы валют НБУ
  • USD24.24- 0.07
  • EUR26.66- 0.10

Умер Владимир Зельдин: самый известный пастух Советского Союза

(обновлено: )196653
Зельдин вошел в книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире актёр, играющий в труппе в таком почтенном возрасте. В родном театре Зельдин исполнил более 50 ролей.
Народный артист СССР Владимир Зельдин

РИА Новости Украина

Патриарх советского и российского театра и кино, актер Владимир Зельдин скончался в Москве на 102-м году жизни.

Зельдин родился 28 января (10 февраля) 1915 года в Российской империи, в городе Козлове Тамбовской губернии. Он рос в творческой семье, его отец был профессиональным дирижером, мать — учителем музыки. Семья Зельдиных из Козлова переехала в Тверь, а затем в Москву.

"У меня было хорошее детство, потому что родители были хорошие. Мать – учительница, но бросила школу, потому что нас было четверо. Папа окончил консерваторию, музыкант и дирижер. Заработки были небольшие, жили непросто, но дружно. Все занимались музыкой, раз папа музыкант. Музыка звучала повсюду", — вспоминал Зельдин.

Смотрите также: Владимир Зельдин: знаменитые театральные роли

Счастье длилось недолго: будущему актеру было четырнадцать лет, когда умер его отец, а через три года не стало и матери. После школы Зельдин устроился работать слесарем на завод.
Свою актерскую карьеру он начал в начале 1930-х годов, когда его приняли в Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (ныне Театр имени Моссовета).

"В театральное не готовился, парень был симпатичный, обаятельный. Все абитуриенты дрожали, а я был спокоен и безразличен. Я, наверное, покорил их тем, что начал петь Интернационал. Для них это было неожиданно. Парень непростой, занятный, надо взять", — писал Зельдин.

Начиная с 1938 года актер служил в Театре транспорта (ныне Гоголь-центр), где сыграл, в частности, роли Антифона Сиракузского в "Комедии ошибок" Уильяма Шекспира, Фердинанда в спектакле "Коварство и любовь" Фридриха Шиллера. В спектакле "Генеральный консул" Зельдин сыграл пограничника-грузина Гаглидзе. В этой ипостаси его увидела на сцене ассистентка выдающегося советского режиссера Ивана Пырьева, которая искала актера, который бы исполнил роль дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева в картине "Свинарка и пастух".

На роль, которая прославит его на весь Советский союз, Зельдина утвердили. Актер пел, танцевал, занимался верховой ездой (и даже получил за это нагрудный знак "Ворошиловский всадник"), что было несомненным плюсом для съемок.

"Работа над этой картиной была прервана из-за Великой Отечественной войны. Пырьев ушел добровольцем на фронт, я получил направление в танковое училище. Но Сталин велел продолжать съемки. Всех вернули на съемочную площадку", — вспоминал актер в одном из интервью. Фильм вышел в прокат в 1941 году. Зельдин стал всенародным кумиром, а песня Тихона Хренникова "Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве" в исполнении актера и его партнерши по фильму Марины Ладыниной – хитом на все времена. В американском прокате фильм шел под названием "Они повстречались в Москве".

Зельдин еще один раз снялся у Пырьева в 1947 году в фильме "Сказание о земле сибирской", где сыграл интеллигентного талантливого пианиста Бориса Олейнича.

"Зрителям новая картина понравилась, фильм занял в прокате 1948 года 3-е место, но коллеги отнеслись к очередной работе Пырьева прохладно. Сергей Эйзенштейн назвал ее "русский лубок в чехословацком исполнении", так как картина снималась в Чехословакии. После съемок "Сказания о земле Сибирской" Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на другие жанры, но зрители ждали от него комедий, и Пырьев вынужден был вновь обратиться к этому жанру", — писал Зельдин в автобиографической книге "Моя профессия: Дон Кихот" Фильм был куплен для проката в 86 стран.

В Театр Красной (ныне Российской) Армии Зельдин поступил служить в 1945 году, отдав ему более 70 лет жизни. Актер дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега. Впервые пьеса была поставлена на русском языке в 1946 году. Роль горячего испанского дворянина, который нанимается учителем к своей замужней возлюбленной, чтобы быть с ней рядом, стала для актера не менее судьбоносной, чем роль дагестанского пастуха.

Телевизионная версия спектакля была снята в 1952 году на "Мосфильме", ее посмотрели около 30 миллионов человек. Но Зельдину она не нравилась.

"Получилось плохо — спектакль так просто не может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами съемки проходили очень тяжело — снимали, в основном, по ночам, другого времени не давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно танцевать на стеклянном полу — чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются…", — вспоминал актер.
Свой столетний юбилей Зельдин отметил на сцене родного театра, сыграв самого себя в спектакле с говорящим названием "Танцы с учителем".

Он вошел в книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире актёр, играющий в труппе в таком почтенном возрасте. В родном театре Зельдин исполнил более 50 ролей в таких постановках, как

"Укрощение строптивой" Уильяма Шекспира, "Закон Ликурга" Теодора Драйзера, "Средство Макропулоса" Карела Чапека, "Моя профессия – синьор из общества" Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи, "Загнанная лошадь" Франсуазы Саган и др.

В 50-60-е годы Зельдин снимается немного. Так, в фильме Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", актер сыграл клоуна.

В 1970 году на экраны вышла картина Андрея Кончаловского "Дядя Ваня" по одноименной пьесе Чехова, получившая несколько международных призов. В картине снялись Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, а Зельдину досталась роль профессора Серебрякова. По воспоминаниям самого Кончаловского, изначально на эту роль пробовался корифей театра и кино, лауреат двух Сталинских премий Борис Бабочкин ("Чапаев"), но он не терпел режиссерских подсказок, и Кончаловский пригласил Зельдина.

В 70-е — 80-е годы Зельдин снимается очень активно, параллельно играет в родном театре, ездит с гастролями и концертами по стране. В те годы актер запомнился зрителям по ролям в знаковом музыкальном советском фильме "З1 июня", фильмах "Дуэнья", "Десять негритят", "Женщина в белом".

"Я простой труженик, актер, ординарный, обыкновенный. Мог бы сделать больше, чем сделал. Я всегда был уверен, что художник не может заниматься политикой, потому свой протест я выражаю с помощью искусства. Я всегда придерживался такой позиции — и за всю свою жизнь не ходил на митинги и не вступал ни в какие политические партии, в отличие от многих людей моего круга. Я свою карьеру делал иначе", — сказал о себе актер в одном из интервью.

К 90-летию актера режиссер Юрий Гусман поставил в Театре Российской Армии мюзикл "Человек из Ламанчи", который стал своего рода бенефисом Зельдина. В 2005 году актер получил за этот спектакль театральную премию "Хрустальная Турандот". По признанию самого актера, Дон Кихот стал его любимой ролью. Актер так и назвал свою биографическую книгу "Моя профессия — Дон-Кихот". Зельдин играл Дон Кихота до последних дней.

В 2000-х годах актер снимался в сериале "Даша Васильева. Любительница частного сыска-2" (2004), "Бес в ребро, или Великолепная четверка" (2006), "Сваты" (2010, 2011), фильмах "Андерсен. Жизнь без любви" (2006), "Парк советского периода" (2006), "Чертово колесо" (2006) и др.

Зельдин награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденами "За заслуги перед Отечеством" и другими многочисленными правительственными и кино-театральными наградами за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность. В 2014 году в номинации "За честь и достоинство" он был награжден Российской национальной кинематографической премией "Ника".

Самое читаемое
    Темы дня